X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Свадьба в особом порядке

— Девочки, я так переживаю, — говорит молодая женщина в длинном вечернем платье и с букетом роз в руках.

Александр и Марина.

Ольга Казанцева

Здесь, в коридоре административного здания исправительной колонии N 1, по которому торопливо ходят от кабинета к кабинету сотрудники в форме, она выглядит необычно в своем торжественном наряде. Но ее это не смущает, женщину заботит другое:

— Вообще-то, я не верю в знаки судьбы, но сейчас, честное слово, растерялась. Несколько дней назад звонила, узнавала: паспорт был в его личном деле, и вот он куда-то делся.

Молодая женщина — ее зовут Марина — приехала в исправительную колонию строгого режима на… свою свадьбу. Родственников и знакомых приглашать не стала. Жених перед таким волнительным событием поддержать свою невесту не может — потому что находится по ту сторону забора. Вот она и делится эмоциями с теми, кто оказался рядом. Со мной и пресс-секретарем областного УФСИН Ольгой Казанцевой.

С паспортом осужденного жениха, действительно, случилась заминка. Накануне свадьбы документ отправили из отдела спецучета колонии в миграционную службу, чтобы его там обновили. И теперь работник ЗАГСа Татьяна Шестакова, инспекторы отдела спецучета и невеста Марина ждут, когда его привезут обратно.

Марина и ее жених Александр — одни из немногих, кто согласился, чтобы на церемонии присутствовал корреспондент. Обычно такое событие — свадьба в исправительной колонии — не афишируется. Хотя, по словам Татьяны Шестаковой, ничего из ряда вон выходящего в этом событии нет. Татьяна Викторовна давно регистрирует браки за решеткой. Говорит, что эмоции у брачующихся здесь — точно такие же, как на воле. А то, что на такой свадьбе не звучит марш Мендельсона, а из «гостей» бывают обычно только сотрудники исправительного учреждения, так это каждый сам для себя выбирает… Люди-то все взрослые.

— Мы не можем отговорить женщину от брака с заключенным, -говорит старший инспектор отдела спецучета Татьяна Бабкина. -Но предупредить о том, по какой статье сидит ее жених, должны. Советуем женщинам, чтобы они перед судьбоносным решением ознакомились с приговором своего избранника. Приговор выдается на руки самому осужденному и его родственникам. Если жених настроен серьезно, то от будущей жены у него секретов быть не должно, я считаю.

Такие советы — поближе познакомиться с приговором — работники колонии дают, в первую очередь, так называемым «заочницам» — женщинам, с которыми заключенные познакомились уже из-за решетки. Тайну переписки цензоры, конечно, не разглашают, но говорят, что из писем этого конфетно-букетного периода можно слагать романы. До того трогательно, эмоционально, убедительно.

— Но часто тексты писем и стихи придумывает один человек, — говорит Татьяна Бабкина. — В каждом отряде есть такие универсальные сочинители. Они и напишут красиво, и открытку нарисуют. Другому осужденному остается только вложить письмо в конверт и написать адрес.

С этим, кстати, могут возникнуть серьезные проблемы. Не все осужденные умеют правильно писать свою фамилию, а уж фамилию и адрес возлюбленной — и подавно.

— Стоит понимать, что мы говорим не о всех заключенных, -уточняет инспектор Бабкина. -Среди них, как и везде, есть разные люди. С разным образованием, уровнем культуры, воспитанием, но таких случаев, когда подписывают конверты с ошибками, чего скрывать, много.

А еще бывают случаи, когда невеста приходит в спецотдел и просит у инспекторов показать ей фотографию любимого. Дескать, она вживую его никогда не видела, так хоть перед свадьбой на фото взглянуть. Некоторые женщины после такого «свидания» откладывают или вовсе отменяют свадьбу. И дело не в том, что фотокарточки в личном деле не очень хорошего качества, просто в этот момент некоторые невесты вдруг осознают, что шагают в неизвестность.

И нередко они делают это — вопреки мнению родных и близких.

— Я слышала историю, что в ишимскую колонию приезжали родители невесты, просили сотрудников, чтобы они хоть как-то воспрепятствовали свадьбе, — рассказывает Ольга Казанцева. — Но работники администрации никак не могут повлиять на решение женщины. У нее есть право на брак с заключенным, и она это право реализует.

Есть у женщин и право на развод с заключенным. Если срок сидельца больше трех лет, жена может развестись с ним без его согласия. Но это в теории, а на практике…

— Бывает, к нам обращаются жены, чьи мужья угрозами удерживают их в браке, — рассказывает Татьяна Бабкина. — С такими оперативные работники, конечно, разговаривают. Но где гарантия, что выйдя на свободу, они не осуществят свои угрозы?

Хотя большинство разводов в колонии проходят все-таки без шекспировских страстей. Когда сотрудники спецотдела приносят заключенным документы о расторжении брака, иные из них и бровью не ведут. А через несколько месяцев. снова женятся.

Увы, такова оборотная сторона пресловутой тюремной романтики. Но, чтобы быть справедливыми, работники колонии говорят, что много и крепких семей, в которых он — заключенный, а она -верно ждущая. Обычно такие семьи складываются еще до тюрьмы, но и «заочные» отношения иногда перетекают во вполне реальные и взаимные. По крайней мере, комнаты длительных свиданий в колониях никогда не пустуют.

Правда, только в мужских колониях. В женских свадьба за решеткой — редкость. По статистике, мужья разводятся со своими женами, попавшими в заключение, в первые же месяцы. А свадьба с «заочной» арестанткой — это вообще из области фантастики.

… Марина от волнения не может прикрепить бутоньерку к тюремной робе Александра — руки трясутся, да и ткань робы слишком плотная, булавка ее не прокалывает. Кажется, увидев своего будущего мужа, она забыла о всяких знаках судьбы. В своем избраннике она не сомневается: у них с Александром общий сын, отношения сложились еще на воле.

Срок у Александра — большой, до 2026 года, но и он, и Марина уверены, что добьются пересмотра дела. Недавно отправили жалобу в Страсбургский суд.

А пока они стоят в комнате свиданий перед столом, накрытым белой скатертью, надевают друг другу обручальные кольца под аккомпанемент свадебной речи Татьяны Шестаковой.

После свидания Марина заберет обратно с собой кольцо мужа -золотые украшения арестантам не положены. Но это будет через три дня, а пока Марине надо, подбирая подол длинного платья, перетаскать на зону тяжелые клетчатые сумки с продуктами. Торжественная церемония окончена, начались обычные будни жены арестанта.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта