X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Скандинавский модерн в городе

Усадьба Михаила Карташева. Дата постройки — конец XIX — начало XX века.

Исторический центр города -это всегда книга, прочесть которую не так-то просто. Правда, всегда есть от чего оттолкнуться: на помощь приходят и информационные таблички, прикрепленные к стенам памятников историко-культурного значения, и QR-коды — явление модное и не всем доступное, но все же подспорье для людей интересующихся.

Если мы раскодируем послание черно-белого квадрата QR-кода, украшающего деревянное двухэтажное здание N 3 на улице Челюскинцев, то сможем прочесть, что этот дом — главное строение усадьбы некоего Михаила (или Мисаила) Ивановича Карташева, крестьянина Екатеринбургского уезда, гласного Тюменской городской Думы.

Было это то ли в конце века XIX, то ли в самом начале XX — историки тут разошлись во мнениях. Но зато ясно, что крестьянин Карташев отлично понимал, кто у него в соседях — неподалеку дом купца Чиралова, усадьба Барышниковых… Несмотря на разницу в сословиях, Карташев равнялся на купечество, когда брался за постройку дома. Единственное, что выдает во владельце усадьбы крестьянина — материал, из которого построены и дом, и флигели. Дерево. Купечество в те годы уже могло позволить себе более дорогой камень.

Тем не менее, пред нами двухэтажное деревянное здание с двумя разновеликими ризалитами, которое полностью отвечает художественным требованиям своего времени и выделяется оригинальными приемами модерна. Другого такого дома в Тюмени больше нет. Отказавшись от традиционного резного убранства, зодчие проявили здесь особое отношение к самому материалу, выявляя и подчеркивая декоративные возможности деревянной конструкции. Закругленные очертания кровли и пластичность всех наружных поверхностей позволяют специалистам отнести это здание к «скандинавскому» («северному») модерну, которым в начале прошлого века увлекались русские архитекторы, особенно те, что принадлежали к петербургской школе.

Катя Христозова

Построил Карташев для себя и своей семьи еще и два флигеля. Один расположен прямо во дворе дома, другой значится сегодня как отдельное строение под номером 5. Первый флигель — двухэтажный кирпичный дом с торговой лавкой. Главный фасад украшен несложным эклектическим декором фигурной кирпичной выкладки. Второй — деревянное двухэтажное строение с барочными завитками оконных наличников. Вероятно, у Михаила Ивановича была довольно большая семья.

Нам, тем не менее, точно известно, что Карташев, будучи крестьянином, со временем сумел стать гласным Тюменской городской Думы. Сумел — потому что главенствующую роль в городском самоуправлении тогда играло все же купечество. Среди гласных еще в 1870 году преобладали горожане с определенным (высоким) доходом. Купцы почти поголовно были меценатами, стало быть, им и следовало решать, как развиваться в городе строительству, здравоохранению, образованию и так далее. Из них же чаще всего избирали и городского голову. Они же ратовали за электрификацию, открытие банков, железнодорожное строительство. Но, конечно, более всего их занимали вопросы торговли. Гласными Думы были и Текутьев, и Колокольников.

В начале века XX картина городской Думы поменялась — мещане и крестьяне получили право быть избранными в гласные. Во-первых, после нескольких переломных этапов в экономике страны, купеческое сословие стало быстро пополняться разбогатевшими крестьянами и мещанами. Правда, чаще всего они не поднимались выше второй гильдии, но, как Михаил Карташев, принимались строить хорошие дома в городе, начинали торговлю. Словом, что называется, выходили в люди. Таким образом, Дума пополнилась, например, владельцем фотоателье Огибениным. К 1915 году в составе Думы уже было только 19 процентов купцов, но 40 процентов мещан и крестьян. Остальные — чиновники.

Катя Христозова

… Что произошло с самим Карташевым и его семьей — доподлинно неизвестно. В главном доме его усадьбы сегодня располагается Союз строителей Тюменской области. Один из флигелей (тот, что деревянный) — в хорошем состоянии. Единственное каменное строение усадьбы — кирпичный флигель — полуразрушен.

При подготовке очерка использованы материалы книг «Тюмень архитектурная: [400-летию Тюмени посвящается]», «Аннотированный перечень объектов культурного наследия (ОКН) Тюмени», статьи А. Храмцова «Формирование, численность и социальный состав гласных Тюменской городской Думы последней четверти XIX — начала XX века ».

***
фото: Фасад дома Карташева;Образец тюменского барокко;Деревянный флигель — вид со двора.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта