X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Сказочный урок математики

В тюменских школах работают 13 учителей, имеющих звание кандидата наук. Среди них учитель математики школы N 41 Валентина Куликова. Она знает, например, как превратить сложную для школьников тригонометрию в понятную сказку.

Ее жизненный и учительский путь вполне можно было бы начать со слов: «Давно это было.» Хотя известная присказка — едва ли не единственный сказочный мотив в жизни Валентины Алексеевны. Свое поколение она называет «опаленные дети войны». Когда началась Великая Отечественная, она была совсем маленькая — только исполнилось четыре годика. Но и на таких крох тогда выпадали испытания, которые вынесет не каждый взрослый.

Жили они семьей в маленькой деревушке Тивриз Омской области (такой сейчас на карте уже нет). Маме в ту пору было только 30, и, когда в 1943-м пришла похоронка на отца, она осталась одна с тремя детьми и двумя немощными бабушками. Работать матери приходилось день и ночь. «Когда она спала — не помню», — говорит, погружаясь в прошлое, Валентина Алексеевна.

Может, ее тяжелая жизненная история к современному процессу образования и работе с одаренными детьми и не имела бы никакого отношения, но без перенесенных испытаний, уверена Куликова, многое не случилось бы и не родилось.

Учителем математики она стала, скорее, вопреки, чем благодаря. Ведь когда мама уходила на работу, все хозяйство (две коровы, куры, овцы) было на ней. Младших надо было накормить или хотя бы чаем напоить (а растопить самовар — не электрический чайник поставить), поухаживать за бабушками. Все хлопоты прекращались, когда на улице темнело — электричества нет, а керосин надо беречь. В общем, делать уроки дома было некогда — надеяться оставалось только на память и сообразительность. Слово «одаренный» учителя тогда не употребляли, но всегда называли ее способной. Она же не только сама все успевала, но и одноклассники у ее парты собирались толпой, просили: «Объясни!» И она объясняла, показывала, рассказывала. Уже тогда говорили: «Тебе бы учителем быть».

Ободренная похвалами, после десятого класса она из своей деревушки поехала поступать не куда-нибудь, а в МГУ. Но разве девчонка из глубинки знала, что такое столица? Деньги кончились за два дня, жить стало не на что, пришлось до начала экзаменов уезжать домой. Но возвращаться с пустыми руками Валентина не имела права — и прямо с вокзала поехала подавать документы в Омский пединститут на матфак.

Хотя душа ее тогда больше лежала к. литературе. В школе любила читать, с удовольствием писала сочинения, были у нее и свои стихотворные сборники. Но жизнь оказалась прозаичнее. Чтобы помогать семье, пришлось устроиться на работу. Было не до книг, зато математику схватывала быстро и все сессии сдавала с первого раза.

Со временем алгебра и геометрия перестали ей казаться «такими сухими» науками. В их стройной логике Куликова увидела определенную поэзию. И это парадоксальное сочетание «физики и лирики» стало ее коронным приемом.

Оценили эту методику по достоинству, когда Валентина Алексеевна переехала в Тюмень. Вначале работала в школах NN 4, 17, потом перешла в 41-ю. Ее как хорошего методиста стали приглашать в институт усовершенствования учителей, в ТОГИРРО. Лекции, в которых стройная математическая теория шла в ногу с поэтической и сказочной практикой, проходили на ура. В городском департаменте образования ей настойчиво советовали оформить ее опыт преподавания в методическое пособие. Так появились книги «Чтобы урок был не в тягость, а в радость», «Математика: учение, творчество, игра», «Сказочная геометрия» для 5-го и 6-го классов и занимательная «Тригонометрия» для 7-го.

Куликову стали приглашать на международные педагогические конференции, ее статьи публиковались в иностранных журналах. И муж посоветовал: «Надо писать кандидатскую». Она долго отказывалась: «Зачем ученая степень обычному школьному учителю?», но довод «Чтобы и другие учились» опровергнуть было трудно.

Подготовка работы и защита проходили непросто: ученый совет проголосовал только за третий вариант кандидатской. В работе говорилось о необходимости деятельностного подхода в обучении, о формировании интереса учащихся к предмету через игру и творчество.

Ее методика приносит свои плоды не только в работе с одаренными детьми, которые выигрывали городские и областные олимпиады по предмету, участвовали во всероссийских конкурсах, с высокими баллами сдавали ЕГЭ, поступали на физмат в МГУ и в другие престижные российские вузы. В математику на ее уроках влюбляются даже те, кто в начальных классах с трудом осваивает арифметику. Да и как можно не влюбиться, если о неправильных дробях, например, рассказывает тролль из «Снежной королевы», а задачки о скорости течения реки решает Герда. Трапеции, прямоугольники, параллелограммы оживают и спорят как живые. А что такое равнобедренный треугольник, с легкостью объяснит даже Незнайка.

— Математика — это мир чудес, — говорит Валентина Алексеевна.

— И хочется передать ученикам ощущение этого чуда, чтобы появилась радость от решения сложной задачи, не затухал интерес к самой трудной науке. И если все дети, независимо от их изначальных способностей, работают успешно и с вдохновением, то и ты считаешь себя счастливым человеком.

В городском департаменте образования поддерживают творческий поиск тюменских учителей, а работа с одаренными детьми является одним из ключевых направлений в развитии тюменского образования.

Так, в текущем году тюменские школьники стали победителями национального этапа всероссийского форума «Шаг в будущее», участвовали во всероссийском этапе олимпиады по роботостроению, занимались по физике и математике на базе лучших московских вузов. Еще 3600 тюменских учащихся стали участниками муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

***
фото: Валентина Куликова на уроке математики;Пятиклассники сдают самостоятельную работу;Книги Валентины Алексеевны.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта