X

  • 30 Август
  • 2024 года
  • № 93
  • 5592

Стремительная игра и долгие овации

… Пристроиться на крайние кресла в каком-нибудь ряду поближе к сцене, чтобы во время концерта вставать и тихонько перемещаться по залу, нам не удалось. А ведь мы часто так поступаем: всегда найдется местечко-другое в концертном зале филармонии, где можно устроиться и никому не мешать.

Но не в этот раз. На втором концерте музыкального фестиваля Дениса Мацуева, что состоялся в понедельник вечером, заняты были все места. Фотокорреспондент Катя даже не пыталась сесть в середине ряда, где нам были выделены два кресла. Сразу было понятно, что снимать оттуда она не сможет. Пришлось искать незанятые кресла на балконе и в ложе — уж там они есть всегда.

Но не в этот раз. На фестивале Дениса Мацуева заняты даже балкон и ложа. Хотя нет: вот какой-то человек встает и проходит вперед, устраивается у колонны, оттуда ему лучше видно происходящее на сцене. А я быстро сажусь в его кресло. Сижу и понимаю: вот что имел в виду Денис Мацуев, когда на пресс-конференции, предваряющей фестиваль, говорил о билетах, которые «разошлись хорошо и быстро — мы даже удивились».

А по-моему, удивляться здесь особенно нечему. Мы любим фестивали. Если посещать все их концерты, на протяжении трех-пяти дней каждый вечер приходить в филармонию, то можно добиться потрясающего эффекта погружения в академическую музыку. Потом обнаружишь, что пока хочешь слушать только ее.

Катя Христозова

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан — один из главных героев фестиваля Дениса Мацуева этого года — замечательно располагает к тому, чтобы влюбиться в академическую музыку. Дирижеру Александру Сладковскому (обаятельнейшему человеку!) удается превращать большой коллектив в единый организм. Причем не только по звучанию. Он умудряется синхронизировать даже движения музыкантов: разом взлетают смычки скрипачей, вырастает их лес над головами музыкантов. Да и сам Сладковский работает на сцене так, будто проживает музыку всем телом — и напряжением спины, и пластикой рук… Посылает на кончике дирижерской палочки почти осязаемые импульсы то в сторону первых и вторых скрипок, то в сторону виолончели, то альта, то контрабаса… Оркестр рассыпается узорчатыми переливами увертюр Джузеппе Верди, или погружает зал в теплую темноту увертюр симфонической поэмы Сергея Рахманинова «Остров мертвых». Лично я Рахманинова для себя по-настоящему открыла именно на этом концерте. И, скорее всего, не я одна.

Сладковский не дожидается, когда смолкнут аплодисменты, он начинает снова, едва откланявшись и едва успев принять очередную порцию цветов от поклонников. Снова плавный поворот в сторону оркестра, снова поднятая правая рука… и!

Но Мацуев никогда не приезжает один. Он всегда старается показать как можно больше и как можно лучше. Этим объясняется появление на сцене Марии Баянкиной — обладательницы роскошного сопрано. Она — лауреат Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос» (2004), лауреат Международного фестиваля-конкурса в Рузе (2009), I международного конкурса молодых оперных певцов памяти М.Д. Михайлова, Чебоксары (2010), и I Всероссийского конкурса молодых вокалистов «Будущее Музыкального театра» в Омске (2012).

Катя Христозова

Мария в 2009 году с отличием окончила вокальный факультет Российской академии музыки имени Гнесиных, с 2009 года стала аспиранткой РАМ имени Гнесиных. С 2007 года Мария Баянкина -ведущая солистка творческой группы Petit Opera (дирекция проекта «Открытая сцена» департамента культуры Москвы). С 2010 года — солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.

В Тюмени же Марию встречают овациями. Это добрая традиция: овации «на вырост», авансом. Мы доверяем Мацуеву, мы доверяем музыкантам и певцам, которых он приглашает на свой фестиваль. И они нас не разочаровали.

Когда народный артист России и заслуженный артист Украины Василий Герелло запоет русский романс «Дорогой длинною», зал взорвется такими аплодисментами и криками «браво!», что кажется, будто в Сибири в декабре прогремел гром. Василий Герелло — еще один приглашенный певец, лауреат многочисленных конкурсов, среди которых Международный конкурс молодых оперных певцов имени Римского-Корсакова (I премия, Санкт-Петербург, 1994). Он — лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1999) и музыкальной премии Fortissimo, учрежденной Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Римского-Корсакова. Он неимоверно артистичен и заметно счастлив находиться на сцене рядом с музыкантами симфонического оркестра Республики Татарстан. Певец и дирижер, обнявшись по-братски, раскланиваются перед публикой.

Катя Христозова

Второе отделение — еще больше аплодисментов. Мацуев врывается на сцену стремительно. Он всегда такой, мы уже выучили. Даже на пресс-конференцию он не входит — вбегает. Надо быть готовым: если вы встретили Дениса в холле первого этажа филармонии, это совершенно не значит, что он через минуту не появится в органном зале на третьем этаже.

Виртуозен в игре. Затейлив. Это именно то, чего мы от него ждем, чего мы хотим, приходя на концерты. Хорошо, что концертов в фестивале три, и Мацуев играет в каждом из них — есть время получить удовольствие.

***
фото: На сцене — симфонический оркестр;Солирует Денис Мацуев;Поет Мария Баянкина;Певец Василий Герелло и дирижер Александр Сладковский.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта