Детская школа, где живет гармония
Педагоги детской школы искусств «Гармония» говорят, что современная массовая культура пагубно влияет на детей.
Поэтому опытные мастера прилагают все усилия, чтобы обучить воспитанников разным видам искусств. Даже таким сложным, как балет и игра на русских народных инструментах.
Воскресный концерт школы в филармонии, посвященный 20-летию Конституции России, показал, что школа искусств работает на высоком профессиональном уровне. Все номера можно считать отчетными. За 42 года работы с детьми от трех лет и старше (педагоги говорят, что возраст их воспитанников иногда не ограничивается совершеннолетием) выросло не одно поколение профессионалов и любителей. Среди них — студенты столичных вузов и Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий, педагоги и мастера, исполнители и солисты музыкальных ансамблей, танцевальных коллективов. И просто хорошие зрители, не представляющие своей жизни без посещения концертов, музеев, театров.
— Наши воспитанники после выпуска поступают в творческие вузы, а по окончании возвращаются и становятся преподавателями школы, — рассказывает директор «Гармонии» Светлана Анденко. — Мы охватили все образовательные ступени — от младшего дошкольного возраста до воспитания педагогического состава. Можно говорить о сложившихся традициях школы.
В вечернее время в филиале «Гармонии» в Заречном микрорайоне шумно. В коридорах сидят родители и терпеливо ждут своих чад. При входе в школу на лицах мам и пап видны усталость и даже изнуренность, но после они преображаются, увлекаются разными занятиями. Приходят в концертный зал, чтобы послушать вокалистов, оживленно беседуют друг с другом в холле, с любопытством заглядывают в классы. В общем, становятся неотъемлемой частью творческой жизни.
В школе все воспитанники ведут себя своеобразно. В классе рисования, например, беспорядок — ученики готовятся к показу. Данил Кузнецов ходит по коридорам и классам со стремянкой, помогает девочкам развешивать картины. Еще успевает рассуждать о рисовании с Катей Сухиной… Рисунки расположились даже в коридорах на полу — это эскизы и цветовые палитры. А более серьезные работы занимают практически все стены.
ДИСЦИПЛИНА РОЖДАЕТ ЛЕГКОСТЬ
В творческом беспорядке есть место и дисциплине. В хореографическом классе идет урок классического танца. Конечно, это только азы — занятия у станка. Но педагог Марина Барова от того только строже.
Еще перед началом открытого урока (родители — в качестве зрителей) педагог отчитала своих подопечных за ненадлежащую форму: одна ученица пришла в купальнике без рукавов… И только потом пригласила учениц к станку.
В группе шесть девочек. Они давно знают друг друга — занимаются в классе уже семь лет.
— Ну что, звезды газеты, прошу, соберитесь и не расслабляйтесь! — говорит Марина Барова. Она недовольна, что девочки отвлекаются на наши вопросы.
После урока Настя Винская призналась нам, что, несмотря на строгость педагога и изнурительные репетиции, она всегда с удовольствием приходит на занятия. Когда становится тяжело, она с усердием продолжает выполнять упражнения. Через какое-то время обязательно появляются легкость и новый прилив энергии. Вновь разгорается интерес к танцу.
ВЗДОХ АККОРДЕОНА
Заведующая музыкальным отделением Светлана Чехова говорит, что в школе жизнь идет по особенным правилам. Расписание занятий всегда одно. Даже во время школьных каникул ученики высыпаются три дня, и снова возвращаются к преподавателям. Выходные — только в календаре, а в школе их не бывает. А кроме дисциплины нужна еще и выносливость!
Хотя возможности ученика заметно расширяются, если он влюблен в искусство.
Максим Тузмухамедов не учился музыке с раннего детства, а в 14 лет пришел к Светлане Павловне и заявил, что хочет играть на аккордеоне.
— Разные дети к нам приходят, -рассказывает педагог. — Чем неожиданней ребенок, тем интереснее. Бывает, совсем неприметная личность может так тебя удивить!
Максим разучивает украинскую плясовую мелодию и польку. Светлана Павловна дирижирует и командует: «Опора на первую долю!»
Бывает, что Максим теряет концентрацию и расслабляется, тогда аккордеон отвечает протяжным вздохом. Максим хмурится, начинает по новой… Пока он не решил, почему его так волнуют звуки аккордеона. Но все равно усердно работает.
ИЗ ПЕСНИ СЛОВ НЕ ВЫКИНЕШЬ
Приближение Нового года и Рождества в школе больше всего чувствуют воспитанники хора «Солнышко». Они разучивают новогодние песни под руководством Жанны Крыловой.
— Такое ощущение, что у меня в хоре сто человек! — восклицает во время репетиции преподаватель.
— Это они еще не проснулись, тихие что-то сегодня.
Дети репетируют праздничные песни, например «Рождественскую звезду».
— Инесса, Катя, проснитесь! Рот надо открывать, паралич, что ли? — шутит Жанна Томовна.
И весь класс наполняется смехом — проснулись наконец-то.
Жанна Крылова добивается, чтобы у детей была четкая артикуляция. Девочки старательно, широко открывают рот.
Нину папа решил раньше забрать на танцевальную тренировку, и девочка спрашивает у педагога, можно ли уйти?
— Да, только доучи слова песни, скоро зачетное занятие!
— А у меня их нет, — нечаянно обронила Нина. Ее папа схватился за голову — неудобно перед педагогом. Да еще и все дети хохочут. Жанна Томовна вздохнула и передала слова растерянному папе.
Дети снова запели: «Ночь светла.»
На улице уже давно стемнело, а народу в школе не становится меньше. Директор Светлана Павловна говорит, что все окончательно разойдутся после десяти часов. Дети-то совсем не устали, еще успевают шнырять по коридорам, задирать друг друга и веселиться. Родители сидят на диванах в верхней одежде — кажется, готовы уйти прямо сейчас, но, продолжают разговаривать, следить за детьми, что-то спрашивать у преподавателей.
— Видите, мы все здесь преображаемся, — говорит Светлана Павловна. — Когда в человеке раскрывается талант, который заложен природой, все вокруг меняется. Нам помогает интуиция и трудолюбие. Наши выпускники уж точно смогут свободно существовать в искусстве.
Кажется, что творчество, которое зародилось здесь в 1971 году, никогда не оставит равнодушным любого гостя. А воспитанники будут славить тюменскую сцену и удивлять зрителя своими умениями.
***
фото: Марина Барова;Ансамбль народного танца «Кружева» — визитная карточка хореографического отделения школы;Жанна Крылова;Хор «Солнышко».