X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

По прозвищу «Броня»

670-страничный фолиант под названием «Биографический словарь сферы физической культуры и спорта Тюменского региона» лишь бегло упоминает этого человека: «Бронников Андрей Григорьевич -первый тренер по фигурному катанию, родоначальник фигурного катания в г. Тюмень». И все.

Гораздо больше заслуг в той же книге отмечено у его жены, Зои Васильевны, чьи труды на ниве тюменского спорта достойны отдельного рассказа.

Должен сказать, что авторы этой книги — возможно, по незнанию -не назвали многих талантов Бронникова, отличного спортсмена и тренера, известного в народе прозвищем «Броня», с ударением на первом слоге (прозвище, как очень часто бывает, проистекало из фамилии).

Попробую хотя бы частично восполнить этот пробел и рассказать об Андрее Бронникове то, что знаю теперь.

Факт относительно фигурного катания абсолютно достоверен: Андрей Григорьевич, действительно, первым начал работать с детьми как тренер. И вложил немало своего труда, умения и мастерства в развитие этого вида спорта в послевоенное время. Это, кстати, подтверждает его знаменитая воспитанница и детский тренер З.А. Барабанщикова. Это не Бронников повинен в том, что развитие этого прекрасного зимнего (а теперь уже всесезонного) вида спорта шло так неровно. Но оно упрямо двигалось вперед, и сейчас мы наблюдаем в Тюмени настоящий бум, расцвет фигурного катания. Стоит помнить, однако, о тех, кто был у истоков.

Была еще одна, незамеченная авторами упомянутого выше труда, страничка в тренерской биографии Бронникова — коньки. До 1958 года, т.е. до закрытия отделения конькобежного спорта в детской спортивной школе Тюменского гороно, Андрей Григорьевич занимался воспитанием молодых талантов в скоростном беге на коньках. И есть, по крайней мере, одна настоящая звезда, которую он когда-то ставил на ледовую дорожку — Тамара Масленникова. Это она стала первым мастером спорта СССР в Тюменской области по конькобежному спорту, кандидатом в сборную страны.

… А до Великой Отечественной Андрей Бронников, студент Тюменского педучилища (перед самой войной преобразованного в пединститут), был игроком сборной команды этого учебного заведения по футболу и русскому хоккею. И друзья-товарищи у него были — хорошо известные в то время ребята-спортсмены, не однажды упоминавшиеся в моих публикациях об истории тюменского спорта — Турлаков, Логинов, Кадников, Первухин, Клевцов и другие.

Как и множество сверстников, Андрей-«Броня» прошел школу тюменских пустырей. И успехов в футболе достиг немалых. В старом фотоальбоме, сохранившемся в музее истории спорта, есть фотографии футбольной команды ТПУ (возможно, предшественницы знаменитого «Учителя»). Надпись на странице впечатляет: «Чемпионы Сибири и Дальнего Востока среди юношей 1938 года». Среди молодых игроков этой команды — нападающий Андрей Бронников!

И хоккей, и коньки — наш герой освоил их на уровне первого разряда еще до Великой Отечественной войны. Тогда же был замечен в спортивной акробатике — редком виде спорта для довоенной Тюмени. Можно с уверенностью сказать — спортивная закалка очень помогла не слишком физически мощному, невысокому, но очень гибкому, пластичному парню пережить тяготы и лишения трудных военных лет.

В зимних боях 1942 года красноармеец Бронников попал в плен, и эта жестокая, страшная страница его биографии, к сожалению, пока не исследована. Ясно, что в те времена это было настоящее клеймо на человеке. Рассказывают, что он сумел бежать, что ему повезло и в том, что не угодил в советский лагерь. Не потерял здоровье, продолжал воевать и дошел до Победы. А после войны смог поступить, а затем и успешно окончил школу тренеров при Ленинградском институте физической культуры имени Лесгафта — причем вместе с другом и земляком Борисом Елькиным.

Там же, на берегах Невы, обрел подругу жизни Зою, выпускницу спортивного вуза. Молодая семья приехала в Тюмень, где оба отдали все свои силы и таланты для развития физкультуры и спорта. Причем и он, и она сумели отличиться в нескольких видах спорта, в том числе и абсолютно новых для нашего города.

Есть еще среди тюменцев свидетели спортивных талантов Бронникова, футболиста и хоккеиста, невысокая фигурка которого постоянно присутствует на множестве снимков (в основном с хоккейными командами города). Играл он за сборную Тюмени. Когда успевал тренировать и одновременно играть то за «Спартак», то за «Локомотив» в 50-е — 60-е годы — неизвестно. Зато определенно высказывается о его высочайшей технике и скорости Борис Алексеевич Мишатин: — Остановить «Броню» можно было только запрещенным приемом: он буквально просачивался сквозь любые оборонительные построения. И по технике обводки, пожалуй, иногда уступал только другой тюменской знаменитости — Валентину Никитину, имевшему звонкое прозвище «Шкалик». А по скорости не уступал никому. И тут уже налицо талант хоккеиста, переходящий в мастерство конькобежца.

Незаурядные способности Бронникова проявились и в футболе. Жаль, что в те времена никто толком не считал забитые голы и не фиксировал подвиги асов местных футбольных битв.

Андрей Григорьевич ушел из жизни в конце 60-х годов. Всего-то полвека выпало на его долю. Как и непростая, но яркая судьба.

… Очень надеюсь, что эта недлинная публикация поможет мне отыскать тех, кто сможет дополнить портрет этого замечательного спортивного педагога и спортсмена. Еще многое хочется узнать о нем. Удастся ли? Верю, что удастся.

***
фото: Андрей Бронников;Тюменская команда «Локомотив» по русскому хоккею, 1949 г. (Бронников — девятый справа).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта