Летайте, граждане, самолетами. Не пожалеете…
… Павлины, говоришь?
Реплика красноармейца Федора Сухова («Белое солнце пустыни»)
На сайте выходящей в столице республики Шри-Ланка «Colombo gazette» я нашел документальное подтверждение событиям, случившимся ровно неделю назад с самолетом Боинг-737-800, которому предстояло осуществить очередной перелет между Коломбо и Дубаем, крупнейшим, как утверждают справочники, городом Объединенных Арабских Эмиратов.
Банальный перелет, который лоукостер «FlyDubai» выполняет 14 раз в неделю. Семь раз с запада на восток и столько же в обратном направлении. Четыре часа над Аравийским морем — и дубайские красоты, включая самый высокий в мире небоскреб, к твоим услугам. Правда, в маршруте значилась еще одна промежуточная посадка. Тоже ничего особенного для нашего многолетающего века: сорок минут до города Хамбантота, 55 минут посадки, чтобы взять пассажиров, — и fly to Dubai.
Таким образом, вместо того, чтобы вылететь на северо-запад, наш боинг взял курс на юго-восток, туда, где Индийский океан, грохоча, разбивается о скалистые берега бывшего острова Цейлон.
Все по расписанию. Сорок минут. Посадка в аэропорту Матта- ла-Раджапакса (новеньком, с иголочки, открытом только в прошлом году, его даже на гугловских картах еще нет). Еще 55 минут — самолет, забитый до отказа — 192 человека! — выруливает на взлетную и разгоняется. Кажется: еще миг и, оторвав переднее колесо от бетона, боинг взмоет в небо и возьмет курс на Дубай.
Мое кресло «Е» по правому борту, второе от окна. И я отчетливо слышу неприятный металлический хруст снаружи. Первая мысль — лопнуло колесо! Тут же резкое торможение, нас бросает вперед, натягиваются ремни безопасности, самолет дергается, как будто пытается прыгнуть вопреки законам тяготения. Через иллюминаторы я вижу спешащие по направлению к нам красные пожарные машины, преследуемые эскортом «скорых». Потом самолет разворачивается — на белом от солнца бетоне черные жирные следы тормозивших и затормозивших-таки колес.
… Как-то не уловил, то ли боинг сам дохромал до пассажирского рукава, то ли его притащил туда буксировщик. Я сижу над самым двигателем, и мне видно, что там уже целая толпа аэродромных специалистов, которые по очереди заглядывают в сопло и оживленно жестикулируют. Нас выпроваживают наружу. Стюардессы механически улыбаются. За ними стоит высокий человек в белом кителе и с абсолютно белым лицом. Я догадываюсь: это командир воздушного судна, который сумел остановить на полосе разогнавшийся для взлета самолет. Протягиваю ему руку и, подбирая английские слова, пытаюсь поблагодарить.
В аэровокзале работают непременные в тропиках кондиционеры, ошалелые пассажиры размещаются в креслах, хватаются за сотовые телефоны — видимо, торопятся успокоить родственников. Пятеро смуглых мужиков заняли столик около буфета и отмечают событие, в странной пропорции смешивая пиво с виски. Увидев меня с фотоаппаратом, разливающий поднимет вверх правую руку с отогнутым большим пальцем.
Постепенно картина проясняется. Колеса самолета были в порядке. Командующий еще отсутствующим на картах аэродромным комплексом суперинтендант Каманта Веларатне рассказывает о невероятном стечении обстоятельств. В оба двигателя практически одновременно попали. павлины. Как выяснилось позднее, новый аэропорт расположен между двумя национальными парками — Яла и Бундала, они известны обилием экзотических (для нас, конечно!) птиц. Вот две таких птички и выскочили на взлетную полосу перед носом нашего боинга… Нам удалось увидеть и сфотографировать размазанную кровь одного из павлинов на обшивке левого двигателя.
Дальше были часы ожидания, пока придет из Коломбо другой самолет. Службы аэропорта то кормили пассажиров обедом, то разносили подносы с холодным кофе. Суперинтендант Веларатне беседовал то с одним, то с другим, оглядывал зал — не требуется ли кому-нибудь помощь? Если требовалась, самолично сопровождал нуждающегося к врачу. Когда стало ясно, что запасной самолет придет еще не скоро, пассажиров погрузили в автобусы и отвезли в курортный комплекс… отель «Павлин», в нескольких десятках километров от аэропорта.
Когда-то «Павлин» был очень популярен и гордился пятью звездами на своем фронтоне. Он находится на самом берегу океана и в 2004 году сильно пострадал от цунами. Сейчас это скромные три звезды, но переволновавшиеся все-таки пассажиры были рады выспаться перед предстоящим ночным перелетом в Дубай.
… Через четыре дня, уже в Тюмени, я рассказал о случившемся известному нашему летчику Владимиру Шарпатову.
— Ну, вам повезло, — сказал Владимир Ильич.
По его словам, самолет взлетает со скоростью в 280-290 километров в час. Если в этот момент в двигатель попадает утка весом в два килограмма, это равносильно динамическому удару в две тонны. И приводит к моментальному разрушению лопаток турбины, которые на взлете вращаются со скоростью 12 тысяч оборотов в минуту. И, как правило, к пожару.
— У меня самого не было такого, — продолжал Шарпатов. — Но вспоминаю один случай. Я прилетел в Лондон на смену экипажа. Командир воздушного судна ничего нештатного не сообщает. Значит, все в порядке. А мой бортмеханик, осматривая самолет, обнаружил, что погнуты лопатки второго двигателя. Расспрашиваю второго пилота и выясняется: когда заходили на посадку, «что-то стукнуло». Оказалось, что птица ударилась о фюзеляж и отскочила в двигатель. Стали разбираться. Потом запросили и получили разрешение лететь домой на трех двигателях. А уже в Ульяновске заменили второй двигатель.
Тролли, как всегда, имеют собственное мнение
В тот же день на сайте «Colombo gazette» появилось краткое сообщение:
«По крайней мере, два павлина повредили один двигатель в самолете авиакомпании Дубая, когда он собирался взлететь с пассажирами на борту. Происшествия, когда птицы повреждали самолеты в аэропорту Маттала- Раджапакса, были зарегистрированы и прежде.»
Я не скрываю скептического отношения к вездесущим и всезнающим авторам комментов, всегда готовым высказать свое мнение по любому поводу с одинаковым пылом. Судя по тому, что я прочел на сайте «Коломбо газетт», эти комментаторы во всем мире одинаковы. Пассажиры боинга 737800 еще радовались своей удаче в аэропорту Маттала, а некто под ником Bandu уже отреагировал, что, мол, этого следовало ожидать, если построили аэропорт рядом с «птичьим святилищем». Пора объявить «нет» зоне полетов или птицам вокруг а/п Маттала. Тогда не будет никаких птиц и никаких туристов тоже.
Следующий комментатор Geen Stijl считает, что средства, потраченные на строительство аэропорта в середине джунглей, — пустая трата денег.
Некто Chutta не выбирает слов: «Эти идиоты должны понимать простую истину, что лес для животных, а не для воздушных судов». С ним, через семь минут, соглашается Namal Perera: «только сумасшедший может строить аэропорт к птичьему заповеднику.» И так далее и тому подобное на четырех страницах моей распечатки — убежденная, но бездоказательная цепь слов. И такие знакомые, уже по российским комментариям, тезисы-издевки: глупость, растрата казенных денег, продажа белых слонов, наверное, считали, что могут подкупить птиц.
Мы ехали по более обжитому и развитому западному побережью острова, где есть туристические комплексы и проложен хайвэй. Но стоило чуть свернуть в сторону, как в глаза бросалась убогость существования в этом крае среди благословенной природы. Поэтому не стану ничего доказывать и спорить с теми, кто, наверняка, лучше меня знает прекрасный остров. Назову только одну цифру: по данным Всемирного банка Республика Шри- Ланка находится на 87 месте по доходам населения.
И еще одно замечание. Ни один комментатор не сказал ни одного доброго слова в адрес пилота самолета. Пилота, который удержал на полосе самолет, поврежденный, но с полными баками. Фактически спас 192 пассажира и плюс экипаж.
Хочу уточнить: пилота зовут Родриго де Альмейда. Он бразилец. Ему чуть больше сорока лет. Спасибо ему.
***
фото: первый осмотр двигателя;суперинтендант Веларатне;следы крови на обшивке;красотки в охране аэропорта;ну, ребята, за наше счастье!