Помогите продавцу стать внимательней
С детства помню надписи в магазинах «Считайте деньги, не отходя от кассы».
Тогда покупателя могли либо «обвесить», либо неправильно дать сдачу. Сейчас способов незаконно облегчить наш кошелек стало больше.
Цены на продукты питания растут так стремительно, что мы почти не обращаем внимания на ценники. Покупки делаем на неделю вперед. А когда в тележке два-три десятка наименований товаров, подсчитай-ка их стоимость. Мы беспрекословно доверяем электронным весам, штрих-кодам. И молча выкладываем сумму, которую называет кассир.
Раньше и я не заглядывала в чеки, но после нескольких инцидентов стала внимательнее. Покупала дыни в магазине «Катран». На электронных весах две «колхозницы» потянули на 120 рублей. Эта же сумма отпечаталась на ценнике, который выдал аппарат. А когда стала рассчитываться, кассир потребовала 180 рублей. На вопрос, почему, девушка ответила: «Значит, цена уже изменилась». Я заплатила, хоть и не поняла, как цена могла измениться за то время, что я шла от весов до кассы?
Осенняя история в магазине «Русское поле»: у кассы очередь, задерживать людей, сверяя чек с покупками, неудобно. А дома выясняется, что уплатила 230 рублей за тортик, которого в моей корзине не было. Лишняя позиция в чеке — не такая уж редкость. И хотя в таких случаях деньги возвращают без лишней волокиты, и даже могут извиниться «за невнимательность», неприятный осадок останется.
Бывают и другие случаи «невнимательности». Например, покупаете товар, который стоит, судя по ценнику на прилавке, 20 рублей.
А на кассе его отбивают за сорок или даже за шестьдесят. На ваш недоуменный вопрос, отвечают: значит, ценник не тот поставили. Или: цена поменялась, а ценник сменить не успели. Не будете же вы отказываться от необходимой покупки?
Было время, когда подобная невнимательность приравнивалась к преступлению. Когда лишняя копейка при снятии кассы считалась ЧП. Сейчас, даже если обманутый покупатель напишет жалобу в Роспотребнадзор, проштрафившемуся продавцу-кассиру грозит в худшем случае административная ответственность.
— Но и Роспотребнадзор, -объясняет юрист Юрий Скориков, — не проводит проверок в магазинах в целях профилактики, а делает так называемые «контрольные покупки» только по заявлениям граждан. Граждане же с подобными заявлениями обращаются редко. Времени жалко, не хочется связываться. Да и мысль «А что это изменит?» останавливает.
Между тем, по мнению Юрия Скорикова, оставлять такие случаи без внимания не стоит. Безнаказанность не сделает продавцов внимательнее. Если же в ходе «контрольной покупки» факты обсчета покупателей подтвердятся, на недобросовестного работника наложат штраф. А в случае повторного инцидента хозяин магазина может лишиться лицензии на торговлю.
Признаюсь, сама я не пробовала обращаться в вышестоящие инстанции. Хотя номера телефонов администрации магазина, Роспотребнадзора и отдела по защите прав потребителя можно найти на информационных стендах в торговых залах.
Но заметила, что продавцы, которых однажды «схватила за руку», больше меня не обсчитывали. Может, запомнили? А может, и правда, стали внимательнее считать и взвешивать?