X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Горячая работа посреди зимы

Рабочие аварийных бригад, которые устраняли порыв на магистральной трассе на улице Харьковской, героями себя не считают. Говорят, что просто делали свое дело.

Героизм — не всегда то, что бросается в глаза. Чтобы назвать вещи своими именами, требуется время. Оно может быть разным по продолжительности — от нескольких часов до нескольких десятков лет. Но и в этом случае участники могут не согласиться с такой оценкой. Не думали они ни о каком подвиге, просто в той ситуации надо было что-то делать.

Именно с такой практической точки зрения и оценивают свои действия главные герои устранения порыва магистральной теплотрассы на улице Харьковской.

— Геройствовать в работе с кипятком вовсе не надо, — уверен один из самых молодых участников той бригады Евгений Серебряков.

В компании «УТСК» он работает недолго. Пришел устраиваться на работу в октябре 2012 года. Ему, как и всем молодым и необстрелянным, первые три месяца разрешалось только стоять и смотреть, как трудятся старшие. Раньше это называлось «мотать на ус». Как и начинающие автолюбители, слесари, прежде чем начать действовать самостоятельно в реальных условиях, должны пройти теоретическое и практическое обучение, сдать экзамены.

— Только требования в нашей школе профессионального мастерства даже строже, чем в автошколах, — говорит Евгений. — Там «чайника» могут и за руль посадить, и на дорогу выпустить, пусть не одного, с инструктором, но опасность все-таки от таких водителей есть. У нас новичка даже с наставником в котлован сразу не пустят. Риск слишком велик. Кипяток дипломов спрашивать не будет.

Первая стажировка у молодого слесаря проходит без допуска к спуску в камеру. Но где был тот самый первый в его новой профессиональной жизни объект, он уже и не помнит. За полтора года таких объектов было столько!

— Наша работа, как калейдоскоп — элементы мозаики одинаковые, а каждый рисунок — разный, — говорит Евгений. — То есть, трубы — они везде трубы, но условия в каждом случае — разные. И действовать надо в зависимости от конкретной ситуации.

Этому вниманию к каждой мелочи он научился у отца. Тот всю жизнь проработал сварщиком. Поэтому, что такое труд на морозе, Евгений знал с детства. Даже было время, сам себе говорил: никогда не буду так работать. Однако «белым воротничком» не стал. Говорит, что это скучно.

Галя Безбородова

— В городе по пальцам можно пересчитать настоящие мужские профессии, — говорит он. — И мне нравится, что мы делаем настоящее, полезное дело. Наверное, не многие смогли бы работать в таких условиях, но мы-то можем!

Наставником Евгения с самого начала его прихода в компанию был Сергей Усиюк. Они и сейчас — в одной бригаде. В отличие от многих слесарей, у Сергея Владимировича — высшее образование и диплом инженера промышленной теплоэнергетики.

Специальность он выбирал не случайно, и не за компанию, как это часто бывает в юности, а сознательно. Прикинул, что с такой профессией никогда без куска хлеба не останется.

— Институт, конечно, дело доброе, — говорит Сергей Владимирович, — только слишком много там учат предметов, которые, на мой взгляд, в жизни вовсе не пригодятся. Зачем, например, слесарю знание высшей математики или теории вероятности? Лучше бы копать правильно учили, да понимать, как вслепую определить, где труба лежит. А то героизм может начинаться и от незнания. Только внешне эта работа простой кажется — копай да бросай, но слесарь — почти как музыкант — должен быть чутким к звукам.

Самый опытный слесарь в этой бригаде Юрий Нечаев работает на тепловых сетях 36 лет. Хотя профессию выбрал совершенно случайно. Говорит, что как-то искал работу, шел мимо здания тепловых сетей и подумал: «Может, рискнуть?» Его приняли учеником… И вот уже больше трех десятков лет он в этой школе. Теперь, конечно, в роли наставника. Молодежи приходит много, надо их разным хитростям профессии учить.

— Ребята приходят толковые, -говорит Юрий Анатольевич, — вот только здоровьем послабее, чем мы были. Я-то рос в деревне, мы с мая по сентябрь купались в реке. Костер на берегу разожжем, согреемся, да опять в реку. Такую бы закалку, да молодым.

Галя Безбородова

… С момента порыва на магистральной теплотрассе по улице Харьковской прошло уже две недели. Казалось, можно забыть о случившемся. В тот момент почти никто и не задумывался, какую работу пришлось проделать аварийным бригадам «УТСК», чтобы быстрее дать тепло и горячую воду. Слесари по обслуживанию тепловых сетей работали на морозе, в клубах пара и по колено в горячей воде. Они все сделали быстро и в срок. Но масштаб того, что они тогда сделали, становится понятен только сейчас.

В Тюмени до сих пор остались дома, где с 28 января нет горячей воды (например, в общежитии по улице Харьковской, 52-б). Не потому, что «магистральщики» что-то сделали не вовремя или не так. Просто управляющие компании не смогли сработать так же четко.

Кто-то спускался в кипяток, а кто-то в нужный момент просто не перекрыл в доме вентиль.

***
фото: Юрий Нечаев;Евгений Серебряков;Сергей Усиюк.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта