X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Как подключить руки

Без высшего образования жить невозможно, а рабочие профессии — это для неудачников.

К сожалению, таково устоявшееся мнение большинства тюменцев. Его же придерживается и подрастающее поколение, которому еще только предстоит решить, чем заниматься в жизни.

Однако, считает директор городского департамента образования Андрей Степанов, никогда не поздно поднять уровень престижа рабочих профессий. Более того, сейчас самое время: рабочие на заводах (тем более, инженеры) зарабатывают не меньше «офисного планктона» среднего звена. Разница в том, что офисные работники «трудятся головами», а заводские — головами и руками.

Вчера на очередном заседании постоянной комиссии по социальной политике и городскому самоуправлению городской Думы Андрей Степанов рассказал, как система образования заботится о профориентации школьников.

— Мы рассматриваем эту работу как систему мер, направленную на получение данных о предпочтениях, склонностях и умениях учащихся, — рассказывает Степанов. — Тогда их можно разделить по профилю обучения.

Знакомое, казалось бы, деление: гимназии много лет назад уже делили классы на гуманитарные и математические. Распределяли детей по умениям и склонностям. Однако департамент образования сегодня идет дальше.

— Для школьников организованы коллективные курсы по выбору профессии. Они есть, например, в школах NN 8, 28, 11 и других, — говорит Андрей Эдуардович. — В рамках дополнительного образования в школе N 12 открыты факультативные классы добровольной подготовки к военной службе. Еще четыре класса по безопасности жизнедеятельности. То есть, мы ориентируем на профессии военных и сотрудников правоохранительных органов.

Увеличивается число детей, увлекающихся техническими дисциплинами, стало быть, есть надежда, что в Тюмени будет больше инженеров. Этим занимаются в 21-й школе 600 учеников. Работает 24 кружка по робототехнике и легоконструированию. Дети успешно осваивают программу, выступают на региональных и всероссийских соревнованиях. Пятиклассники гимназии N 16 в прошлом году выиграли первенство России в свободной категории по робототехнике.

Не забыта и среда научная: к услугам школьников — семинары, лаборатории, консультации преподавателей вузов и так далее.

Но самым действенным способом профориентации остается способ дедовский: организация встреч с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия, в высшие и средние образовательные учреждения.

— Эта работа захватывает не только учебный год, но и летний период — когда дети отдыхают в лагерях, — говорит Андрей Эдуардович. — На базе школы N 91 реализуется проект «Ярмарка профессий», он круглогодичный.

Заботясь о профориентации школьников, департамент отслеживает и результаты своей работы: регулярные исследования профессионального самоопределения школьников показывают, что число ребят, у которых уже сформировались профессиональные предпочтения, увеличивается.

— Формирование проходит под влиянием разных причин, — считает Степанов. — Здесь и влияние родных, товарищей, медиаресурсов. При этом исследования подтверждают общероссийскую тенденцию — большинство старшеклассников выбирают высшее образование. Престиж рабочих профессий по-прежнему низок.

Именно на эту проблему департамент собирается обратить пристальное внимание в текущем году. Судя по всему, возвращение престижа рабочих профессий — процесс долгий. По исследованиям прошлого года число желающих обучаться рабочим профессиям составило лишь 4 процента от общего числа выпускников школ. Так что, на повестке все тот же вопрос: как убедить молодежь работать руками?

***
фото: Андрей Степанов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта