X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Вновь почувствовать жизни вкус

… Я обжариваю фарш для спагетти «болоньез» и вспоминаю разговор со студентом аграрного университета Константином Григорьевым.

Мясо в магазинах замораживают и размораживают несколько раз, и оно теряет свои полезные свойства, рассказывал Константин. Продукт впитывает воду, готовка становится затруднительной. Вот и у меня в сковороде слишком много воды. И на вкусе это тоже отражается…

Пятикурсник Константин Григорьев приехал в Тюмень из деревни Большой Краснояр Омутинского района. Потому о скотоводстве знает не только по учебе в университете.

— Мне домашнее хозяйство нравится с детства, — рассказывает студент. — Родители разводили коров, лошадей, свиней, овец. Раньше хозяйство было большое: четыре коровы, поросята, лошади и молодняк. Мы с отцом хотели развернуться еще больше, но затраты оказались слишком велики. Сейчас держать свой скот невыгодно, так что у нас осталась корова, лошадь и несколько овец.

Константин удивляется этому факту до сих пор — купить мясо или молоко в магазине почему-то дешевле, чем содержать свою корову. Он помнит, как в деревне пасли три гурта коров по 150 голов — они принадлежали частным фермерам. Потом поголовье скота резко уменьшилось: взлетели цены на корма и коммунальные услуги, подорожало и другое сырье, необходимое для содержания хозяйства в чистоте и порядке. Да еще перекупщики, рассказывает Константин, берут у фермеров мясо по очень низкой цене, а на рынке продают в несколько раз дороже.

— Молодежь из деревни уезжает в города, большинство — в Тюмень. Мало кого удержишь в сельском хозяйстве. А мне хочется, чтобы деревня разрасталась.

Константин смирился со всеми новшествами, которые произошли, пока он взрослел. Отмечает, что несколько лет назад все сдвинулось с мертвой точки — в деревне появилась животноводческая ферма «Перспектива», обеспечила население рабочими местами. Но в глубине души студент не согласен с теми условиями, в которых приходится работать фермерам. И не хочет идти на уступки городской среде — например, покупать молоко и мясо в магазине.

— Городское молоко я только в кофе добавляю, потому что знаю, как его обрабатывают, — практику проходил. При обработке все полезные бактерии уничтожаются, и молоко теряет вкусовые качества. Мясо у меня в основном — из дома. Иногда закупаюсь на Михайловском рынке, но тщательно выбираю. Мне сразу видно, если мясо залежалось. В гипермаркетах вообще не покупаю: из-за заморозки мясо выглядит хорошо, а вкуса никакого.

При выборе профессии у Константина было много вариантов, например, стать электриком или механиком. Но он решил, что хочет работать с животными и заниматься их разведением.

— В зоотехнии несколько направлений, например, составление ежедневного рациона животных. Но все мы — специалисты широкого профиля. Должны знать о животных все!

Выбор Константина обусловлен стремлением Григорьевых расширить собственное хозяйство. Константин признался, что давно об этом мечтает. Его отец Николай Николаевич был вынужден оставить эту идею и найти работу в Тюмени, чтобы содержать семью. Да и Косте по той же причине во время каникул приходится искать подработку. Пока за домашним хозяйством следит мама Надежда Николаевна. Константин надеется, окончив университет, вернуться домой и помогать родителям.

— Можно организовать все так, чтобы ферма окупалась и приносила доход: наладить связи с рынками сбыта, не связываться с недобросовестными перекупщиками, воспользоваться программами государственной поддержки, например, закупать корма по льготной цене. Свое дело у меня только в планах. Сначала нужно окончить университет, найти работу, накопить стартовый капитал. С чего-то же нужно начинать!

Константин уже работал в «Перспективе» и даже успел подняться по карьерной лестнице: от разнорабочего до бригадира. Эта работа — еще один источник знаний Константина о сельском хозяйстве.

На этой животноводческой ферме в родном селе разводят мясную породу коров «обрак». Дело прибыльное, среднесуточный прирост молодняка — от одного до двух килограммов, до 65 процентов каждой туши идет на рынок в качестве мясных продуктов. С 2007 года рабочие содержали около двухсот голов скота, а сейчас количество приближается к восьмистам. Здесь, в отличие от частных хозяйств, есть перспективы.

— Порода «обрак» была завезена из Франции. Вообще, в современном хозяйстве России разводят породы, которые были выведены не у нас. Когда-то мы славились молочными породами, но еще в XX веке перестали проводить селекцию. Вот для содержания голштинской молочной породы уходит много средств — они не для домашнего хозяйства. Даже вымя у них предназначено для машинной дойки.

Константин называет своих коров «местными». Хоть они и были завезены из Франции, но уже прижились у нас. Телят первого и второго класса можно купить по цене около 15 тысяч рублей. Григорьевы уже строят планы и откладывают деньги. Есть техника: трактор, косилка, грабли и пресс.

… После разговора с Константином спагетти с фаршем не казались мне такими вкусными, как раньше. Ведь я тоже немного знаю деревенскую жизнь — в детстве гостила у бабушки, и помню вкус домашнего парного молока и мясных пельменей. Я часто слушала разговоры взрослых о том, как в магазине все невкусно. Но вот выросла и перестала об этом задумываться.

Так же, как и жители Талицы, где я недавно гостила у бабушки — там с домашним хозяйством тоже не все гладко. И — мне кажется — с тем вкусом домашней еды ушел и настоящий вкус к жизни с ее тяжелой, но одухотворяющей работой, особым отношением к животным, заботой о природе и домашнем очаге. То, что смог сохранить в себе Константин Григорьев.

***
фото: Константин Григорьев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта