Береги толерантность смолоду
По одной из легенд, озеро Иссык-Куль — это слезы киргизской красавицы, чей возлюбленный погиб от кинжала хитрого соперника. Не в силах смириться с потерей, девушка упала наземь и плакала, пока не появился чудной красоты соленый водоем…
… — А еще на Иссык-Куль ездят отдыхать депутаты Госдумы! — вмешивается паренек Бектур в напевное повествование, которое ведет руководитель танцевального ансамбля «Ак-Шоола» Динара Урмат-бек-кызы.
— Ну, Бекту-у-у-р! — укоризненно смотрит в его сторону Динара.
— А чего? — удивляется он. — Это ведь тоже интересно для тех, кто не знает!
Много нового и интересного в эти дни можно узнать в колледже искусств, где разместились выставки национальных игрушек, разнообразных поделок, картин, книг, музыкальных инструментов и других предметов быта и декоративно-прикладного творчества народов, проживающих в нашей области.
Во вторник в колледж пригласили учеников седьмых классов -знакомили их с культурой и традициями тех, кто живет рядом.
— Мы обратились к департаменту образования с просьбой составить список школ с многонациональным составом, — рассказывает ректор ТГАКИСТ Игорь Шишкин (организатор проекта «Разноцветье»). — Выяснилось, что в нашем городе почти каждая школа такая -за одной партой сидят ребята разных национальностей! Так что мы ожидаем, что в новом проекте примут участие много школьников.
По словам Игоря Геннадьевича, организаторы проекта сделали ставку на семиклассников, потому что именно в этом возрасте, как считают психологи, у подростков формируются взгляды на жизнь, система морально-нравственных ценностей. И это самое время учить их. толерантности.
— Точнее, не учить толерантности, а воспитывать в них толерантность, — продолжает Игорь Шишкин. — В идеале, родители должны озаботиться этим, еще когда их ребенок ходит в детский садик. Но и сейчас не поздно. Главное, заинтересовать подростков!
И лучше всего заинтересовать подростков могут их ровесники. Поэтому гостей в колледже во вторник встречали ребята из молодежных музыкальных и танцевальных ансамблей разных диаспор — в национальных костюмах. Поначалу немного стеснялись, но заметив любопытство, с каким их сверстники рассматривают эти костюмы, приободрились, разговорились.
— Вот, смотрите, такие вышитые салфетки в казахских домах кладут на пол — вместо стула. Потому что столы-то у нас низкие, — показывает девушка в вышитом бархатном кафтане красивую салфетку-«сидушку», которая называется курпе.
— Да ну! — удивляются семиклассники. — Прикольно, наверное, обедать прямо на полу!
А еще «прикольными» ребятам показались популярные песни русской эстрады, перепетые на. татарском языке.
— Многие из вас думали, что не знают татарского, а оказалось, что знаете. Вон как дружно подпеваете! — кричит со сцены ведущий в тюбетейке.
И в зале, действительно, было дружно — и не заранее продуманный сценарий тому причиной. Школьники расселись в концертном зале компаниями — и были в этих компаниях светлые, чернявые, голубоглазые, раскосые девочки и мальчики, которые пока не совсем еще понимают, что такое толерантность (я спрашивала), но с удовольствием слушают рассказы своих одноклассников о летних каникулах, проведенных на родине — в Армении, Таджикистане, Украине, Башкирии.
— Меня девочки часто расспрашивают — а как там, в Грузии? Что можно, а что нельзя? — говорит ученица 7 «б» класса пятой школы.
Игорь Шишкин считает, что такие темы — национальной самобытности — необходимо почаще поднимать в школах. Например, на классных часах. Академия культуры даже методичку специальную подготовила — «Методические рекомендации по проведению урока на тему «Толерантность».
***
фото: Разноцветье национальностей, костюмов, традиций.