X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Где рождаются чудеса

В конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» в этом году учредили специальный приз за верность профессии. Его удостоился Владимир Макаров, педагог центра «Авангард».

На церемонии вручения дипломов Владимир Николаевич сразу обращал на себя внимание. Он был единственным представителем старшего поколения среди множества молодых. Но нисколько таким контрастом не смущался. Чувствовал себя на сцене не менее уверенно, чем те, кто и по возрасту, и по опыту работы младше его не на один десяток лет.

В этом году стаж преподавательской деятельности в сфере дополнительного образования у Макарова перевалил за 15 лет. Путь к детям у него был непростым.

Зигзаги этого пути в точности повторяли метания российской истории конца XX — начала XXI века. Даже любимые Макаровым точные физические приборы, наверно, тогда сошли бы с ума от неопределенности и разновекторности движения страны. Для многих 90-е годы стали настоящим бермудским треугольником, в котором все менялось с плюса на минус, с минуса — на плюс, «глючили» все, ранее казавшиеся незыблемыми, жизненные и профессиональные ориентиры. И в таких условиях приходилось делать выбор, определять судьбу. Не все справлялись с таким грузом, ломались. Но не Макаров.

Может, ему помогло то, что свой выбор, считает он, сделал еще в детстве. Когда ему было лет пять (как сейчас некоторым детям, посещающим его кружок технического творчества), отец принес домой детекторный приемник. Убрать бы подальше от ребенка такую ценную по тем временам вещь, но вместо этого он дал сыну покрутить ручки, понастраивать каналы. Мальчишка удивился: «А как же туда залезают люди?».

— Известно немало случаев, когда детские игрушки определяли дальнейшую судьбу не только конкретного человека, но научных открытий в целом, — рассказывает Владимир Николаевич. — Например, у маленького Томаса Эдисона любимой игрушкой был магнит. Всемирно известный американский изобретатель, автор почти 14-и тысяч (!) патентов, считал, что «для хорошего изобретения нужно воображение и … куча хлама».

Психологи утверждают: программа познания начинает разворачиваться у ребенка в возрасте пяти лет. Если пропустить эту стартовую точку, многое потом уже не нагнать. Даже с физикой, которую изучают только в старших классах, первое знакомство должно состояться в дошкольном возрасте.

— Физика — везде, она вокруг нас, — увлеченно рассказывает педагог. — Малышам надо открыть на это глаза. Если они вовремя этих секретов не узнают — интерес к науке может и не проснуться. И физика останется для них только скучной наукой со страниц учебников.

Юному Вове Макарову в детстве повезло. В стране тогда одна за другой открывались станции юных техников. В 1962 году первые технические кружки появились и во Дворце пионеров. Сразу три. Но ни в один из них его тогда не взяли. Семья переехала в Тюмень посреди учебного года. А мальчишке сказали: «Все уже далеко ушли, ты не догонишь. Даже азбуку Морзе не выучишь». А он выучил. И в 14 лет решил: обязательно станет физиком. И… педагогом.

… В лихие 90-е он мог бы удержаться на плаву — работал в «Гипротюменьнефтегазе», заведовал лабораторией перспективных методов добычи нефти и газа, возглавлял первую акустическую лабораторию, руководил двумя научными темами, имел 70 патентов на изобретения, золотую и серебряную медали ВДНХ… Можно было бы так двигаться и дальше, но.

— Тогда кругом были одни «челноки», кружки закрывались, дети оказались брошены, в страну будто война пришла, — вспоминает Макаров.

Он понял: час настал. И с научных небес спустился на землю -открыл несколько кружков на станции юных техников. Вместе с детьми вел «охоту на лис» — строили радиостанции, занимались радиотехническим конструированием.

Так продолжалось до 2004 года. В здании началась реконструкция. На месте их мастерских открыли . танцевальный класс.

— Мы с детьми скитались по разным помещениям, выдержали 14 (!) переездов. Конечно, кого-то на этом пути растеряли, но в целом — выжили. Не всем моим коллегам повезло. Профессионалы высочайшей квалификации массово уходили из профессии, — рассказывает Владимир Николаевич.

Сейчас он работает в «Авангарде». Его кружок самые младшие дети называют просто: «Там, где показывают чудеса».

На вопрос: «Зачем ему, ученому и изобретателю, возиться с малышами? Какой в этом интерес?» Макаров отвечает: «Нам надо смену себе готовить! Вот вырастут в больших ученых — будет с кем поспорить».

***
фото: Владимир Макаров демонстрирует детям опыты с магнитным полем.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта