На повестке дня — профессиональное образование
12 марта 1914 года состоялось 68-е заседание Тюменской городской Думы, которое открыл городской голова П.И. Никольский.
Прежде всего, гласные ознакомились с ходатайством инспектора Второго Тюменского высшего мужского начального училища А.Л. Степанова об отводе городского помещения под педагогические курсы и классы ручного труда.
В январе 1914 года вопрос на рассмотрение Думы уже поступал, но сформулирован он был несколько иначе. Инспектор просил об оказании финансовой помощи на открытие и содержание вышеуказанных курсов и классов. В новом ходатайстве речь шла об отводе помещения, и удовлетворить его было вполне возможным.
Затем гласные ознакомились с докладом управы о возможности открытия в Тюмени низшего технического училища и женской школы ремесленных учеников.
Еще в январе 1914 года на запрос директора народных училищ Тобольской губернии Г.Я. Маляревского о состоянии ремесленного обучения в городе Тюмени школьная комиссия подготовила справку. В ней говорилось, что в городе работала школа ремесленных учеников, содержавшаяся на средства казны с ежегодным пособием от города в размере 2 000 рублей. На средства города содержался рукодельный класс при Успенском женском приходском училище. Приютское приходское училище имело ремесленное отделение «по белошвейному и дамско-портновскому ремеслу».
Члены комиссии считали, что Тюмень «как бойкий торгово-промышленный город нуждался в открытии новых профессиональных учебных заведений». Неплохо было бы ввести преподавание ремесла по выработке предметов из жести — на эти изделия был большой спрос со стороны маслодельных заводов уезда. Есть необходимость в открытии в городе низшего технического училища с преподаванием кожевенного, пимокатного, шубного дела, а также изготовления обуви.
Указывалась в справке и финансовая сторона вопроса. Город был «переобременен расходами по народном у образованию». По смете 1914 года на нужды городского народного образования выделено 104 000 рублей. Рассчитывать на дополнительное финансирование новых учебных заведений было нереально.
Тщательно проработав подготовленную школьной комиссией справку, управа предлагала следующее: низшее техническое училище с преподаванием в нем кожевенного, пимокатного, шубного и сапожного ремесла должно было иметь небольшой образцово поставленный кожевенный завод и учебно-показательные мастерские, чтобы готовить для промышленности инструкторов-рабочих, знакомых с усовершенствованными приемами обработки кожи. Находиться оно должно в местности, где сосредоточены кожевенные заводы, а именно в заречной части города. Здесь у города имелся свободный земельный участок и совершенно свободное огромное каменное заводское здание.
Согласно программе низших химико-технических училищ, оно должно состоять из 3 годичных классов, поступать в него могли ученики, закончившие городские училища или выдержавшие испытания по программе, соответствовавшей курсу этих училищ. Стоимость содержания выражалась по штату в сумме 17 518 рублей.
Вопрос об учреждении женской школы ремесленных учениц, по мнению Управы, следовало бы несколько видоизменить. Еще в 1912 году постановлением городской Думы было возбуждено ходатайство об открытии в городе Тюмени из средств казны Высшего женского начального училища. Следовало бы продвигать ходатайство от 1912 года с добавлением классов ручного труда, что допускалось штатом таких училищ. При условии преподавания «белошвейного, дамско-портновского, кружевного рукодельного, коврового, башмачного, шляпного ремесел стоимость преподавания составила бы 2 100 рублей в год».
Гласный К.А. Плишкин, будучи владельцем кожевенного завода, отметил, что подобного рода школы «послужат упрочению местного производства». В целом, собравшиеся отметили серьезный подход к решению проблем профессионального образования и постановили утвердить предложения городской Управы.
Н. Л. Галян — главный специалист отдела использования и публикации документов государственного архива Тюменской области.