X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

От казачка — до мастера спорта

На черно-белой фотографии, которую мы нашли в архиве «Тюменского курьера», мальчик лет десяти — в казацкой папахе, гимнастерке и высоких сапогах, держит под уздцы пегого пони, на пони — девочка в платьице…

… — А папаху-то надевать? А в седло кого-нибудь сажать будем? — Артем Шилохвостов выводит в манеж базы «Рубин» белого высокого коня Импорта (пегих пони, увы, в наличии не нашлось).

Лет двадцать назад — маленький мальчик. Сейчас — мастер спорта России по конному спорту, судья первой категории, тренер, который воспитывает таких же, как он когда-то, на фотографии.

— Лицо серьезное — наверное, какие-то соревнования были, — рассматривает Артем свою черно-белую карточку. — Но совершенно не помню — какие, надо же! Хотя чего удивляться — столько времени прошло, столько всего изменилось.

Неизменным осталось одно — любовь Артема к лошадям.

— Помню, мама его — Наталья Юрьевна, — в манеже верхом ездит, тренируется, а Артем у меня на руках плачет, в ее сторону тянется. Ну, я и подумал — к ней хочет, — рассказывает отец Артема Николай Шилохвостов, присоединяясь к воспоминаниям, которые вызвала карточка из архива «Курьера». — Я в манеж его вынес, а он не к маме первым делом, а к лошадиной шее прижался, ладошками гладит по мокрой шерсти, улыбается. Тогда и поняли мы с Натальей Юрьевной — точно по нашим стопам пойдет.

Как растут дети актеров за кулисами, так и Артем рос на конюшне. Отец сажал его перед собой в седло, когда тот еще ходить толком не умел. А уже в пять лет мальчик сам уверенно держался на спине скакуна. Правда, пони.

— На нем тоже ездил, на Тостике, — говорит Шилохвостов-младший про пони с фотографии. — Сейчас его уже нет, году в 96-м пал — тогда у нас на конюшне инфекция какая-то что ли была, много пони погибло. Жалко было, а дети так вообще ревели — считайте, друзей своих потеряли.

Это была не единственная потеря в жизни потомственного конника. В 2001 году, по пути в Нижний Новгород — на Чемпионат России, погиб конь Казачок, на котором Артем должен был выступать. Был какой-то крутой поворот, лошадей в коневозке швырнуло в сторону, они и задавили Казачка. Как бы тяжело ни было, но выступать в тот раз все равно пришлось — на другом коне.

— Такие испытания, наверное, делают нас сильнее, взрослее, — говорит Артем. — Для конника — потерять лошадь, это все равно, что потерять близкого человека. Поделать ничего не можешь — надо жить и тренироваться дальше, но отпечаток на тебя это событие накладывает. Возможно, ты становишься уже не таким беззаботным и легкомысленным, как твои сверстники.

Все общение со сверстниками у Артема протекало тоже, в основном, на конюшне. Дружил с ребятами, которые занимались в секции у его родителей. Сам-то он был записан в эту секцию, наверное, с рождения.

— Ну, почему? — хитро прищуривается Николай Шилохвостов. — Мы давали ему свободу — он интересовался и другими видами спорта, но сам неизменно возвращался на конюшню.

Под начало своих родителей, которые поблажек в манеже сыну не давали. И спрашивали с него чуть ли не строже, чем со всех остальных учеников. Пересев с пони на лошадь, Артем начал заниматься конкуром — прыгал верхом через препятствия, а в 12 лет уже стал осваивать выездку. И в 16 дважды выполнил норматив мастера спорта.

— А ведь на эти соревнования я повез его всего лишь с надеждой, что он станет кандидатом, — вспоминает Николай Артемьевич. — Тогда, в 99-м, у него первый разряд был.

Но в первый же день соревнований Шилохвостов-младший «наездил мастера». Судьи только руками в растерянности развели: как же так! Не можем же мы дать ему мастера, если он еще даже не кандидат! Вот и пришлось юноше день походить в кандидатах — для порядка. А на следующее утро снова выступал, и снова выполнил мастерский норматив. Так Артем Шилохвостов стал на тот момент самым молодым мастером спорта России, выполнившим программу Большого приза.

И понеслось: первое место в Чемпионате России Зоны Сибири, золотая медаль на Чемпионате России среди юниоров, призовое место — на Всероссийских соревнованиях на приз Майстренко в Краснодаре и на Чемпионате Приволжского Федерального округа в Самаре.

Последние соревнования, с которых вернулся Артем, — Этап Кубка мира в Алма-Ате. Там он стал серебряным призером по олимпийской программе.

Но сейчас, говорит он, к своим победам относится спокойнее, чем в юношестве. Куда больше переживает и радуется за успехи своих воспитанников — точно так же, как за него радуются его родители.

— Он сейчас, конечно, взрослый, возмужавший, с щетиной, со спортивными регалиями, но для меня как для отца — все тот же мальчик, маленький казачок, — говорит Николай Артемьевич.

Да и сам Артем не прочь вернуться в детство — позирует перед камерой, сдвигая папаху чуть набок и изображая серьезное лицо, как тогда — двадцать лет назад.

P.S. Жаль, что разыскать девочку в платьице, которая сидела на пегом пони Тостике, нам не удалось. Было бы здорово, если бы она увидела себя на черно-белой карточке и откликнулась — наверняка за это время в ее жизни тоже произошло много чего такого, о чем можно было бы рассказать.

***
фото: На снимках: Артем Шилохвостов.;На снимках: Артем Шилохвостов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта