О том, как рушатся стереотипы
![](https://tm-courier.ru/wp-content/uploads/2020/08/725244.jpg)
Актриса театра кукол Юлия Графеева не перестает меня удивлять. Всегда собранная. Всегда ответственная. Дружелюбная. Никаких капризов. Не очень похоже на устоявшийся стереотип об актрисах, правда?..
Но на то он и стереотип, чтоб его развенчать. И возможность хорошая есть. Каждый год между Международным днем театра кукол (21 марта) и Международным днем театра (27 марта) «куклы» устраивают горожанам знакомство с лучшими ролями одного из своих актеров. В этот раз театральная неделя посвящена Юлии Графеевой.
… Юля появляется в гримерной чуть запыхавшаяся, но улыбающаяся. Пятнадцать минут назад она закончила работу в одном спектакле, а меньше чем через час должна выйти на сцену в другом.
— Я как раз реквизит только зарядила для следующего спектакля, — говорит Юля и объясняет, что значит «зарядить реквизит» — приготовить кукол и все предметы, с которыми она работает на сцене, разложить их по местам. Профессиональная терминология.
— Путь в театр у вас необычный. Правда, что вы сначала работали контролером?
— Правда. После окончания школы я уже понимала, что хочу работать в театре и пришла сюда, в кукольный. Почему именно в него — не помню. Но пришла и сказала: устраивайте меня на работу. Василий Николаевич Пустыльников, наш директор, конечно, не мог принять меня актрисой. Поэтому он предложил мне вакансию контролера. Мне было 16 лет. Я проработала контролером год, изучала атмосферу театра изнутри.
— Какой он — изнутри?
— Я быстро поняла, что театр — это мое, и ничего другого мне не надо. Поступила на факультет режиссуры в академию искусств, культуры и социальных технологий. Стала режиссером театра.
А какой… И тогда, и теперь я испытываю восхищение и глубочайшее уважение ко всем работникам театра. Потому что это невероятный труд. Наверное, раньше я работу представляла такой… радужной, но подобные представления быстро развенчались. Потому что это правда тяжело: играть один и тот же спектакль бесконечное количество раз. И несмотря на твою усталость, на то, что, может быть, у тебя сегодня нет настроения, что-то произошло в жизни, ты должен выйти на сцену с позитивом и легкостью. Открываться публике. А дети — очень чуткий зритель, им соврать вообще невозможно. Я это сразу поняла, увидела.
— А бывает такое, что не включается: надо выходить на сцену, а позитива и легкости нет?
— Конечно! Иногда кажется, что я вообще ничего не могу из себя выдавить, что я полный ноль, человек без эмоций… И вот такой я выхожу на сцену. А потом, после спектакля подходят зрители и говорят: вы такие молодцы! Становится даже немного не по себе, ведь ты-то знаешь, в каком состоянии играл, что внутри у тебя не случилось ничего хорошего. А со стороны кажется, что ты играл весело и хорошо. Наверно, это профессионализмом называется: когда в любом состоянии выходишь и делаешь.
— Первый раз на сцене было страшно?
— Это долгая история. Когда я еще работала контролером, у меня был самый любимый спектакль — «Не хочу быть собакой» режиссера Сергея Грязнова. Там есть одна женская роль — собака Мотя. Я смотрела его много раз, и мне уже казалось, что если что-то случится с актрисой, то позовите меня, я сыграю! Сейчас-то понимаю, что ничего бы не сыграла, но тогда была уверена.
И вот, когда я оканчивала четвертый курс в институте, меня приглашают на первую роль — собаки Моти! Мы репетировали в дубле, то есть, было две актрисы на одну роль. Получилось так, что на меня не совсем хватило времени, и мой первый прогон этого спектакля от начала и до конца был и моим дебютом, и премьерой. Все в кучу.
Выездной спектакль в летнем лагере. Произошло так: на репетициях мы в определенные моменты останавливались, слушали указания режиссера и потом продолжали. Из-за того, что целиком я спектакль еще не играла, этот момент у меня «не встал». То есть, произнеся свои реплики где-то в середине представления, я ушла за кулисы и довольная собой села. Только потом, увидев, как машут мне из-за кулис другие актеры, поняла, что и следующая сцена — тоже моя! Заминка была, да. Но и это не главное. Главное, что я не сумела правильно распределиться: выплеснула всю энергию в середине, а к финалу уже еле доползла. Это потому что прогона не было, сразу премьера. Вот такой первый раз. Теперь-то уже научилась!
— Разве молодым актрисам не хочется цветов после каждого показа? Чтобы их узнавали на улицах? Оваций, на которые зрители театра кукол в силу юного возраста не способны? Они же просто еще не знают, что так можно делать…
— Не могу согласиться. О театре кукол у многих неправильное представление, стереотипное. И у меня оно тоже было. Но мой приход сюда совпал с приходом в театр многих молодых актеров, которые были влюблены в свою работу и в свой театр. Они и раскрыли мне совершенно другие «куклы», я поняла, насколько театр хорош.
Потом в Екатеринбурге я посмотрела спектакль художника Ефимова. Просидела с открытым ртом, не понимая, как все происходит?! Я даже не видела, где находятся актеры, — только кукол. Под сценой они? Не знаю…
Вот тогда я поняла, насколько театр кукол выразительнее, например, драматического театра. Какой богатый у него язык. Он может сделать такие перевертыши, которые актер своим телом сделать не сумеет. Очень многое можно сделать! Надо просто наблюдать этот мир изнутри.
Кроме того, студентов-кукольников воспитывают в духе взаимопомощи и взаимопонимания. Без этого не обойтись, ведь на сцене нескольким актерам приходится управлять одной куклой. Представляете, как хорошо надо понимать своего партнера, чтобы кукла двигалась органично? Вы — одно целое. Это чувство партнерства в театре кукол стопроцентное, такого, мне кажется, нет больше нигде.
— А конкуренция у актеров театра кукол есть?
— Мне кажется, нет. Наоборот, работа превращает коллектив практически в семью. Для меня это очень важно — работать там, где тебе хорошо, как дома. И я совсем не огорчаюсь, когда на одну роль ставят меня и еще одну актрису. Это означает только, что мы сможем менять друг друга и больше отдыхать, а то такой «чёс» бывает… Вот мы «Золушку» поставили и без передышки больше 50 раз ее сыграли. Тяжело!
— Получается, что в театральную неделю нагрузка не увеличивается, она всегда большая?
— По-разному. Но, в любом случае, для меня это повод вспомнить все мои роли. Я увидела, что, оказывается, они разные! Не работаю в одном амплуа. Мне это приятно.
***
фото: Сцена из спектакля «Золушка»;Юлия Графеева в преддверии недели, названой ее именем.