X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Чему не учат в обычной школе

— Я бы и сам вместе с тобой в кадеты подался, жаль по возрасту немного не подхожу! — говорит пожилой мужчина своему внуку лет десяти, которого привел в субботу на день открытых дверей в Тюменское президентское кадетское училище.

Но сам мальчик с выбором еще явно не определился. Наверное, та информация, которая в одночасье свалилась на него, разительно отличается от представления обычного школьника об учебных заведениях подобного типа, почерпнутого из сериала «Кадетство». Его опять повторяют по какому-то из каналов.

Дисциплина и еще раз — дисциплина

В том сериале, насколько я помню, курсанты Суворовского училища только и заняты тем, что дружат, ссорятся, мирятся, ходят в увольнительные, тайком встречаются с девушками у КПП… И все это — дни напролет.

Межличностные отношения в большом коллективе — дело, конечно, не последнее, говорит заместитель начальника кадетского училища по воспитательной работе Владимир Свалов. Но на эти отношения есть строго отведенные часы, не больше и не меньше. Все остальное время у кадета занято обучением, самоподготовкой, занятиями в спортивных секциях и творческих кружках — с подъема и практически до отбоя. Как говорится, за день так накувыркаешься, что будет уже не до ссор и пустых выяснений отношений.

— Школьников, желающих к нам поступить, и их родителей мы сразу предупреждаем о серьезной умственной и физической нагрузке. И, конечно, о жесткой дисциплине, — рассказывает Владимир Анатольевич. — Мальчикам, которые привыкли во всем спорить с родителями и капризничать, у нас будет сложно.

Да такие сюда вряд ли попадут. Отбор строгий. В приемную комиссию училища входят не только воспитатели, преподаватели общеобразовательных предметов, но также врач и психолог, который будет серьезно беседовать с каждым юным претендентом на поступление и с его родителями.

— Часто бывает, что именно родители настаивают на том, чтобы их сын стал кадетом, — рассказывает психолог училища Светлана Иванова. — В то время как сам ребенок к этому совершенно не готов. В таком случае велика вероятность, что даже если мальчика зачислят в училище, через некоторое время он будет отчислен — по неуспеваемости, либо из-за того, что не прошел адаптацию. А это двойной стресс для ребенка! Так что взрослым обязательно надо учитывать предпочтения своего сына.

Приемная комиссия, в свою очередь, будет учитывать школьные оценки потенциального кадета (кандидат на поступление должен быть отличником или твердым хорошистом), наличие у него похвального листа из школы и всяческих благодарностей, состояние его здоровья (нужна 1-я группа), морально-психологические характеристики…

Галя Безбородова

Мама, не плачь

Морально-психологические характеристики родителей кадета, как ни странно, тоже играют не последнюю роль. Папа и мама, раз уж решили отдать своего ребенка в училище, должны всячески поддерживать в нем боевой настрой, а не приходить каждый день к воротам КПП со слезами на глазах и с пирожками в сумке, считает Владимир Свалов.

По его словам, один мальчик из первого набора выбыл из училища как раз по этой причине — мама не смогла перенести разлуки с ребенком и убедила его, что он должен вернуться домой.

— А ведь мальчик хорошо адаптировался, успешно занимался, но, к сожалению, не смог продолжить учебу, — говорит Владимир Анатольевич.

Но есть в училище и другие истории, которых — больше. Светлана Иванова рассказывает о кадетах, которых по осени вместе с мамами «бросало в обмороки» от одной только мысли о разлуке. А сейчас это самостоятельные возмужавшие ребята. С родителями им, кстати, общаться никто не запрещает. Каждый вечер у курсантов есть личное время, когда им выдают сотовые телефоны — пожалуйста, звони домой, рассказывай, как себя чувствуешь, какие оценки получил, что ел… Раз в месяц — увольнительная, а для тех, кто делает успехи в учебе, — бонус: к ним родители могут приходить каждое воскресенье.

Кто сказал, что глажка не мужское дело?

Одной из главных новостей, которую обрушили в день открытых дверей на потенциальных кадетов, стало известие о том, что тем, кому посчастливится поступить в училище, предстоит самим гладить форменную одежду.

— А я уже научился! — говорит Владислав Кантышев.

В училище он пришел с мамой и бабушкой — «по наводке» своей второй бабушки, Веры Николаевны (которая узнала, что в Тюмени набирают кадетов, из нашей газеты). Она-то и убедила всю семью, что Владик тоже обязательно должен стать кадетом. Вон, и гладить уже умеет.

— Я одна пока еще сомневаюсь, — прижимает к себе четвероклассника его мама Надежда. — Но я в меньшинстве, так что будем готовить сына к поступлению. Потому что качество образования, которое Владислав получит здесь, не сравнится со школьным.

О качестве образования в училище в этот день говорили многие родители. Говорил и воспитатель 7-го класса Александр Лисицын, который стал нашим провожатым по президентскому кадетскому.

— Сам темп занятий подразумевает, что кадеты должны все усваивать в короткие сроки, — рассказывает Александр Викторович.

— Здесь у них нет времени на пустое времяпрепровождение у компьютера или на улице. Фактически, каждая минута проходит с пользой для саморазвития. Если ребенок поймает этот темп и сможет в нем жить, то впоследствии из него вырастет достойный человек, который с легкостью поступит в любое высшее учебное заведение. Был бы у меня сын, я обязательно отдал бы его в кадеты, но у меня дочка…

Галя Безбородова

Без присмотра не останутся

… Людской волной нас вносит в спальный корпус — посетителей училища пригласили посмотреть, в каких условиях живут воспитанники. Родители и мальчишки фотографируют комнаты на камеры мобильных телефонов. Обстановка, и правда, впечатляет: уютные комнаты на два человека, с письменным столом для каждого, с плазменным телевизором на стене, с разъемом для интернет-кабеля. Душевая кабина, большая гардеробная. В холле — еще один телевизор, но уже большой, для коллективного просмотра.

— Здесь мы смотрели Олимпиаду, — говорит Александр Лисицын. — А вот здесь, в буфете, ребята отмечают дни рождения. Эх, вот бы нам в армии такое! Я своим воспитанникам про армию иногда рассказываю, как у нас в казарме было. А они удивляются: «И ни телефона, ни Интернета?!» Смешные… Хоть и повзрослели за этот год — прямо у меня на глазах, но все равно им еще расти и расти, учиться и учиться.

И в этом им помогают воспитатели — их по трое на каждый класс, мужчины и женщины. По факту они — кадетские папа и мама, к которым курсанты могут обратиться с любым вопросом, проблемой, просьбой.

— Чего скрывать, мои вон еще и гладить-то не научились как следует, меня просят, — поделился Александр Викторович. — За день их костюмы переглажу, а вечером, дома, свою одежду надо, аж в глазах от воротничков и лацканов рябит. Но ничего — со временем сами приноровятся, это же у них первый год только.

… А на мой взгляд, ребята и за год разительно изменились. Из растерянных мальчишек, которые накануне первого сентября переминались с ноги на ногу у ворот училища и невнятно отвечали на мои вопросы, они превратились в уверенных юношей, рапортующих свое имя и фамилию, с увлечением рассказывающих о том, что ходят на лыжах, участвуют в команде КВН, занимаются в фото-видеостудии… В общем, живут такой насыщенной жизнью, которая среднестатистическому школьнику, между уроками коротающему время за компьютерными играми, наверное, и не снилась.

***
фото: Урок физкультуры у кадетов;Владислав и Надежда Кантышевы;Александр Лисицын рассказывает о распорядке дня в кадетском училище.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта