Изменить мир одним движением
В мастерской «Искусница» Марина Томова проводит занятие для детей по рисованию песком.
Наш фотокор Катя удивленно смотрит на меня и спрашивает: «Они, наверно, что-то делают с этим песком, чтобы сохранить картины? А то — нарисовал и все что ли?..» Я пожимаю плечами и наблюдаю, как одно изображение превращается в другое всего лишь несколькими движениями рук.
Начинают дети с основ: как подготовить поверхность стеклянной парты, как провести линию разными способами, нарисовать круг… Рисуют серию картин «Морская история» — с рыбой, медузой, осьминогом и русалкой.
Для рисования по темному фону столик нужно полностью засыпать песком. Получается морское дно, а с каждым штрихом появляется новый персонаж. Из рыбы — осьминог, а потом — русалка.
— В этом и заключается интерес, — объясняет Марина Александровна. — Картина преображается у нас на глазах.
— Жалко! — расстраивается Милена Закирова, когда осьминога приходится превращать в русалку. — Рисовали-рисовали, а теперь заново!
— С песком всегда так, — отвечает педагог.
Каждую картину, которая получается на морском дне, Марина Александровна фотографирует на память. Я думаю: неужели это единственный способ запечатлеть изображение?!
… Рисование на светлом фоне требует еще большей концентрации и внимания, ведь линии приходится рисовать, высыпая песок из кулака. А нужно, чтобы он не разлетелся, не высыпался весь из руки.
Этот способ дается детям труднее. Но постепенно из солнца получается цветок, из цветка — павлин, а потом — русская красавица. Соня Миропольцева и Богдан Сухов рисуют щеки своим девушкам в кокошниках и смеются — у одной нос получился слишком большой, у другой — лицо приплюснутое. А Марк Закиров вдруг понимает: несмотря на все старания, из его красавицы получился клоун.
— На самом деле из песка можно нарисовать все, что угодно, — со смехом говорит Марина Александровна. — Только нужно больше тренироваться.
Дети работают с песком уже около часа, занятие близится к концу, но школьники все равно просят педагога: «давайте порисуем еще!» Чуть позже на их столах расцветает поляна с травой и цветами, в середине цветков — стеклярус для украшения. На поляне — бабочка и гусеница из тех же камней. Я удивляюсь, как детям хватило терпения просидеть за рисованием так долго?
— Это веселое занятие, — объясняет нам Марина Александровна. — Оно очень близко к любимым играм, вспомните, как много времени ребята проводят в песочнице. Но еще рисование песком полезно: развивает мелкую моторику, усидчивость и сосредоточенность, а главное — фантазию и художественный вкус!
Чтобы разнообразить этот вид рисования, можно использовать цветной песок и другие камни и украшения. Художники, которые освоили эту технику, работают над более сложными композициями и изображениями, используют песок разного размера и оттенка, инструменты. Неизменной остается только поверхность стола, которая подсвечивается для контраста.
Марина Томова рассказала нам и о том, как найти песочному рисунку интересное применение. Она создала свою мультипликационную студию «Клякса». Педагоги вместе с детьми фотографируют рисунки один за другим, а после монтирует из снимков видео. Получается мультфильм.
Так будет и с «Морской историей». Дети прорисовывали разные варианты фигур, и в мультфильме рыбы будут пускать пузыри и шевелить хвостом.
Взрослые тоже проявляют интерес к этому виду рисования — их притягивает то, как из одной фигуры мгновенно получается другая. Марина Александровна часто рисует в своей мастерской портреты и пейзажи и придумывает новые приемы, чтобы удивить своих воспитанников. Удивлять — в этом и состоит искусство рисования песком.
***
фото: Марина Томова рисует с детьми «Морскую историю»;Соня Миропольцева и Марк Закиров.