Сериал «Мост» — новый сезон
На стройку путепровода в створе улицы Монтажников пришла весна. Снег почернел и раскис, оставив после себя непроходимые лужи; рабочие переоделись в легкие куртки; а с опор моста, как с крыш, — капель.
Полуденное солнце и какая-то весенняя непринужденность, к счастью, не сказываются на работоспособности мостовиков. Мы с начальником участка Виталием Канаевым поднимаемся на смонтированные пролеты будущего прямого хода.
— Всего смонтировано около семи тысяч тонн металлоконструкций. Сейчас укрупняем балки пролетных строений съезда 3-4. Около 200 тонн укрупнено, 150 заварено. Правую ветку — с 4-й по 11-ю опору в течение недели опустим… — рассказывает он.
— Виталий Викторович, вам нравится подниматься сюда, наверх, из темного вагончика?
— Сейчас много бумажной работы, я чаще бываю в городе, в разных организациях. Вы чудом застали меня на стройке. А вообще, да, нравится. Я сам совсем недавно был геодезистом, — машет он рукой в сторону двух инженеров с геодезическим аппаратом. — Приятно наблюдать за работой, когда знаешь ее изнутри. А иногда и присоединиться хочется!
Ежедневно на стройке работают в две смены 308 человек. Сейчас наверху монтажники зачищают сварные швы внутри балок, просвечивают швы ультразвуком. А монтажник Игорь Рублев осваивает новый аппарат для затяжки высокопрочных болтов «Plarad».
— Как обучаете рабочих, когда появляется на стройке новая техника или оборудование?
— Сначала один-два человека учатся работать, читают инструкции, сдают нормативы. А потом формируем звенья, и другие их опыт перенимают. Это повышает и качество работ, и скорость, — отвечает Канаев.
Андрей Светлолобов пока работает со старыми проверенными инструментами. Он всего вторую смену на стройке, приехал в Тюмень из Омска.
— В мостостроении я шестой год, — рассказывает Андрей. — До этого строил нефтеперерабатывающие заводы. С металлом работать интереснее! Разные города повидал — от Сочи и Владикавказа до всего тюменского Севера. В Тюмени раньше только проездом бывал, сейчас вот посмотрю, что за город.
— Успеете посмотреть-то?
— Почему нет? Мы же не сутками работаем, после смены выходим иногда в город.
В свой пятиминутный перерыв Андрей рассказывает, что скучает по сыну Ивану. Редко с ним видится, и это, наверное, единственный минус вахтовой работы. О шумных стройках, о больших машинах и о папиной работе Иван пока не расспрашивает — не умеет говорить. Но радуется, когда отец привозит ему игрушки из разных городов.
— Я свою работу люблю, но для сына, наверное, хотел бы чего-то большего. Чтобы он был не просто рабочим, — говорит Андрей, всматриваясь вдаль — на улицу 30 лет Победы, на многоэтажки и серые крыши Восточного округа. Наверное, через месяц-другой, когда появятся листья на деревьях, этот пейзаж станет еще живописнее.
Так же, как мостовики, давая отдых глазам, разглядываю улицу. Жители соседнего дома из окон засматриваются на стройку.
— Это сейчас все спокойно. А вот потеплеет, народ будет окна открывать, и начнутся к нам претензии — слишком шумим, — говорит Виталий Канаев. — Ночью мы шумные работы не выполняем. Ну, а днем. Такая работа. Это временные трудности. Надеюсь, люди поймут.
Я смотрю на мужчину в окне и вспоминаю, что когда-то очень любила популярный приключенческий сериал «Lost». А сейчас, на месте жителей этого дома, наверное, купила бы видеокамеру и снимала сериал «Мост» — о строительстве новой развязки. Ведь трудности, о которых говорит Канаев, однажды закончатся. А наблюдения за тем, как на наших глазах меняется город, останутся навсегда. И через несколько лет станут самыми важными и интересными.
***
фото: Игорь Рублев с новым инструментом;весна на улице Монтажников;Андрей Светлолобов не забывает родной город: даже на каске у него написано — Омск.