«Я стану мимом — или никем!»
Актеры театра «Мимикрия.» чувствуют свою причастность к творчеству великого французского актера Марселя Марсо. Неудивительно, ведь это самый известный мим, родоначальник искусства общения актера и зрителя, при котором не надо слов.
Поэтому «Мимикрия» решила вместе с телеканалом «Тюменское время» отпраздновать 90-летний юбилей со дня рождения Марсо. Отпраздновали не в тесной компании, а пригласили всех желающих, открыв в областной научной библиотеке имени Дмитрия Менделеева выставку «Марсель Марсо — поэт тишины».
… Но что мы знаем о Марсо, кроме того, что он создал всемирно известный образ клоуна Бипа — смешного маленького человечка, схожего с героями Чаплина, такого же трогательного и немного нелепого? Кроме того, что умел рассмешить людей, не произнося ни слова? Или заставить сочувствовать и даже плакать?
Марсель Манжель, который впоследствии возьмет псевдоним Марсель Марсо, родился 22 марта 1923 года в Страсбурге (Франция). Он изменил фамилию на Марсо, когда еврейская семья была вынуждена бежать из дома в начале Второй мировой войны.
Еще ребенком, вдохновленный образами Чарли Чаплина, Бастера Китона и других великих «немых», Марсо полюбил пантомиму, и она стала для него главным увлечением. Позаимствовав у отца тросточку и котелок, он часами с упоением изображал Чаплина. Однако, поступив в школу искусств в Лиможе, юноша учился там. росписи по эмали. Всю жизнь он увлекался литографией, акварелью, рисунком и немало преуспел в художественном ремесле.
Вторая мировая война прервала его обучение и отняла отца. Во время оккупации Франции отца депортировали и отправили в Освенцим. В 1944 году он погиб в концлагере. Ему Марсо посвятил всю свою работу.
Будущий Марсель вместе со своим братом Аленом участвовал в движении Сопротивления, взяв псевдонимом фамилию одного из наполеоновских генералов — Марсо. Они помогали прятать и переправлять еврейских детей из Франции в Швейцарию, спасли около семидесяти ребятишек.
… Актерский путь Марсо начался с известной фразы «Я стану мимом — или никем!», произнесенной в 1944 году. Будто уже тогда, в самом начале пути, он знал, что станет человеком, в XX веке заново открывшим миру один из самых таинственных видов театрального искусства. Он сумел достичь необычайных высот в поэзии жеста — пантомиме. И заставил весь мир полюбить своего трогательного героя — настоящего Дон Кихота современности, сражающегося в одиночку с ветряными мельницами жизни.
Впервые Марсель выступил в Париже, в театре Сары Бернар, а его учителями стали режиссер Шарль Дюллен и актер Этьен Декру, создатели теории и школы «mime pur» («чистой пантомимы»).
Марсо стал настоящим ювелиром пластики, виртуозом жеста. Не только выступал сам, но и много учил, проводя мастер-классы для американских актеров. Один из знаменитых примеров этой работы — «лунная походка» Майкла Джексона, которую певец подсмотрел в миниатюре Марсо «Против ветра». В ней Бип борется с сильнейшим ветром, метр за метром с огромным трудом продвигаясь вперед. Майкл Джексон с детства восхищался Марсо, и впоследствии тот заслуженно называл его одним из лучших своих учеников.
Выступал Марсель Марсо и в Советском Союзе. Впервые это произошло в 1957 году — в Ленинграде на сцене ДК имени Ленсовета. Долгое время понятие «пантомима» считалось в советском театре чем-то низким, «стремлением к формальности», недостойным советского актера. Определенный смысл в этом имелся — слово под- цензурно, а поди-ка проконтролируй то, что словом не выразишь!
Резонанс был колоссальным: там, где выступал Марсо, стихийно возникали любительские студии пантомимы. К концу 1970-х только в Ленинграде насчитывалось около двадцати самодеятельных театров пантомимы.
… Вот почему для актеров «Мимикрии» Марсель Марсо — не чужой. Выставка, которую они организовали, работает в библиотеке до 14 апреля. Можно увидеть множество фотографий Марсо — как известных, так и редких.
***
фото: Марсель Марсо;преемники великого актера — театр «Мимикрия».