Что там, в Датском королевстве?
Над спектаклем «Сон в летнюю ночь» по пьесе Уильяма Шекспира в театре драмы работали трудно. По крайней мере, долго. Настолько, что в день премьеры — 7 марта — постановка была показана в незавершенном виде.
Первые зрители многое тогда списали на авторскую задумку, хотя сомнения оставались. Чувствовалось, что не все в порядке и с костюмами, и со светом, и с декорациями. Между тем, театр в это же время попросил помощи у горожан: «Нашему театру необходимы волонтеры, умеющие шить!» Художники по костюмам и швеи действительно «зашивались», не успевая закончить в срок все костюмы. Таким образом, работа над спектаклем застряла не в так называемый «застольный период», когда актеры и режиссер несколько месяцев работают действительно за столом, читают пьесу и разбирают ее, а позже — на стадии создания костюмов и декораций.
Примерно тогда же, в начале апреля, на сайт драматического театра пришло письмо от зрительницы. Она рассуждает о репертуаре и исполнении спектаклей. Сетует на то, что хоть новый сезон и назван легким, большинство постановок лично ей смотреть трудно.
«Я ходила в театр, чтобы отдохнуть от работы, но не для того, чтобы там уснуть. Разве вы сами не видите, что зрители недовольны. Из последнего: купила билеты на «Сон в летнюю ночь», но узнала мнение друзей (они раньше тоже были поклонниками нашего Театра), что еле досидели до конца спектакля, не ушли только потому, что сидели в центре 4-го ряда… » — пишет зрительница.
Судя по дате письма, ее друзья попали на показ не вполне готового спектакля. Не буду оправдывать постановочную группу, показавшую сырой материал, но хочу напомнить: спектакль — не кино, он живой и способен меняться раз от раза.
… Сегодня, когда видишь постановку в завершенном варианте, понимаешь: работы было много, а отведенного времени — мало. Шутка ли: на сцене два десятка актеров, почти вся труппа театра! И каждому полагается не по одному костюму: то придворные наряды и парики, то волшебные наряды эльфам, то спецовки для бригады строителей. Столько реквизита мне тоже давно не доводилось видеть, современные режиссеры и художники чаще предпочитают минимализм или, по крайней мере, сдержанность на сцене. Но это не о режиссере Михаэле Теплицком и художнике по костюмам и декорациям Вадиме Кешерском (оба из Израиля). Они решили показать Шекспира по полной программе и именно так, как понимают его сами.
… Шекспир, как любой классик, которого не перестают читать столетиями, уникален тем, что его произведения живут над временем. Пусть нам трудно дается произношение имен шекспировских героев, но истории, полные волшебства, интриг, человеческих эмоций, — понятны каждому. Поэтому пересказывать происходящее в Афинах действие о том, как правитель Тесей (актер Владимир Ващенко) женится на предводительнице амазонок Ипполите (актриса Ольга Тверитина), нет смысла. Скорее всего, Шекспир написал эту пьесу в связи со свадьбой каких-то высокопоставленных лиц.
А вот рассказывать запутанную историю интриг, любви и ревности, да еще голосами актеров, да еще со сцены — это интересно.
Режиссер Михаэль Теплицкий работает с тюменским театром впервые. Его работы популярны как в Израиле, так и в России. Он был номинирован на премию «Золотая маска». Он отлично знаком с Александром Баргманом, единственным штатным режиссером нашего театра, а стало быть, понимает, каких постановок требует «легкий» театральный сезон этого года. Он набрал отличную команду, в которую, кроме Кешерского, вошли хореограф Ирина Ляховская (Санкт-Петербург) и композитор Евгений Левитас (Израиль).
Все говорило о том, что спектакль будет успешным. Однако публика и теперь принимает его по-разному. От «Сна в летнюю ночь» ожидали легкости и звонкости спектакля «Ревизор» в постановке Александра Горбаня. «Ревизор» давно не идет на сцене, он сыгран более сотни раз, а люди до сих пор помнят, как ходили на него по три-четыре раза, и им не надоедало. Сцена та же — на ней шли аншлаговые спектакли. Актеры, в основном, те же — наши любимые, узнаваемые, умные, умеющие играть. Работники цехов прежние, способные воплотить любую задумку режиссера и художника. Что изменилось?
***
фото: Евгения Козакова в роли Гермии;На сцене -«бригада шекспировских рабочих»;Сергей Кутьмин в роли Питера Пигвы.