Можно спасти «каменное кольцо»?
Книга «Каменное кольцо», вышедшая в екатеринбургском издательстве «Татлин», потребовала не одной презентации, а двух. Первая состоялась в архитектурно-строительном университете, вторая — в литературно-краеведческом центре. На обе собрались люди, неравнодушные к судьбе памятников архитектуры.
Даже бывших, потому что главная героиня книги — круглая баня на улице Ленина — в прошлом году была вычеркнута из списка памятников. Сейчас сносить ее никто не собирается (официальных распоряжений на этот счет нет), но возникает вопрос: как долго еще простоит без реставрации пустое здание?
С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ КНИГА
Издательство «Татлин» специализируется на литературе о памятниках архитектуры, которым грозит снос. Книга о бане — седьмая «архивная тетрадь» в этом списке. В нашем городе книгу представила Екатерина Журавлева, молодой тюменский архитектор. Она начала собирать материалы о бане по просьбе организаторов Венецианской биеннале, которая состоится в июне. Их интересовала подборка сведений о круглых архитектурных объектах.
Екатерина рассказывает, что когда справка была готова, она оказалась настолько подробной, что смогла послужить основой для татлинского издания.
Директор и главный редактор издательства «Татлин» Эдуард Кубенский (он приезжал в Тюмень на первую презентацию), оказывается, давно подумывал о том, чтобы сделать круглую баню героиней новой «архивной тетради». Редактор аргументировал свой выбор тем, что баня на улице Ленина — единственный в Тюмени образец конструктивистской архитектуры, построенный по проекту Анатолия Ладинского. Ладинский, в свою очередь, разработал свой проект на основе другого, принадлежавшего известному конструктивисту Александру Никольскому.
Книга интересная. В ней есть краткая история необычных сооружений, есть архивные фотоснимки, проект реконструкции. Отдельная статья посвящена проблемам сохранения здания. Екатерина Журавлева изучила заключение экспертов, вычеркнувших баню из реестра памятников, и пришла к выводу, что здание все еще достаточно прочное.
Авторы и издатели не только хотят увековечить баню в книге, но и думают о том, как старое здание можно отреставрировать и сделать полезным для города. Екатерина Журавлева приводит в пример круглую баню в Голландии, которая отслужила свое, но впоследствии была отдана под театр.
ЦИФРЫ ИЛИ ЛЮДИ?
Суммы, цифры — основа, по которой можно судить, подъемна ли реставрация здания. К сожалению, пока никто не взялся за составление сметы реконструкции бани. Так что, во сколько обойдется эта процедура, можно только гадать. Но явно немало, и именно это, по правильному мнению городских чиновников, отпугивает потенциальных инвесторов.
Но пока мы гадаем, еще один молодой архитектор Полина Иванова рассказывает, как в соседнем Екатеринбурге группа инициативных граждан (она же — арт-группа «Подельники») доказала, что можно спасти и восстановить памятник архитектуры и без миллионных вложений со стороны одного инвестора.
В Екатеринбурге дело обстояло так: группа молодых архитекторов, среди которых была и Полина, неравнодушных к судьбе архитектурного наследия города, задалась целью сохранить белую водонапорную башню — памятник историко-культурного наследия, один из многих конструктивистских объектов в Екатеринбурге.
Для начала «Подельники» зарегистрировали некоммерческую организацию, затем оформили заявку в муниципалитет с просьбой отдать им здание в безвозмездную аренду. Грамотно составленное за явление власти удовлетворили. Вместе с разрешением использовать башню арт-группа получила 90-страничный документ с охранными обязательствами, которые она теперь обязана выполнять.
Далее потребовались два субботника, чтобы выгрести из башни, два десятка лет простоявшей без хозяина, мусор. Чтобы установить вокруг башни забор, требовалось 100 тысяч рублей, но удалось собрать лишь половину и поставить забор подешевле.
Затем встала задача конструктивного обследования памятника. Его бесплатно провели лицензированные немецкие специалисты. Полина рассказывает, что часть расходов по пребыванию экспертов в Екатеринбурге оплатило немецкое консульство, а «Подельники» собрали 80 тысяч рублей на оплату дороги немецким экспертам. Заграничные специалисты работали бесплатно — из интереса к объекту.
Теперь предстоит осуществить консервацию памятника, которая позволит сделать здание безопасным для пребывания людей.
— За год мы собрали около 600 тысяч рублей, самые крупные единичные пожертвования составляли 20-25 тысяч, остальное — микропожертвования, — поясняет Полина Иванова. — Главное в сохранении важных для города архитектурных объектов — не инвестор, не деньги, а группа людей, которая готова действовать.
Конечно, действовали они постепенно, маленькими шажочками, не обращали внимания на скептиков, которые не верили в успех их дела. У пятерых человек из группы «Подельники» и их друзей получается пока сохранять памятник архитектуры. Совместно с екатеринбургским филиалом Государственного центра современного искусства составляется план летнего лагеря на базе Белой башни. После консервации здесь расположатся театр и творческие мастерские.
— Сейчас наша задача в том, чтобы заселить башню, чтобы не зря платить за свет и тепло, чтобы не пошли вспять процессы восстановления, — говорит Полина.
… Защитники тюменской бани понимают, что отказ от сноса бани — временный. Что настанет момент, когда пустующее здание пойдет под снос лишь потому, что не нашлось людей, способных постоять за бывший памятник архитектуры. Но найдутся ли у нас в городе эти люди, которые не пожалеют сил и времени, чтобы добиться пересмотра экспертизы, лишившей бани статуса памятника? Которые попытаются вернуть здание к жизни? Дело, которое выгоды не принесет, но и альтруизма никто не отменял.
***
фото: Баня в начале 50-х годов;Екатерина Журавлева представляет книгу;На снимке 1932 года — строители тюменской бани.