И снова об образовании
30 апреля 1914 года состоялось очередное 71-е заседание Тюменской городской Думы.
Гласные ознакомились с отношением попечителя Западно-Сибирского учебного округа об оказании денежной помощи делу устройства Томской духовной академии.
В марте 1914 года вопрос об открытии академии был внесен в Государственную Думу. Святейший Правительствующий Синод открытие учреждения также признал «весьма желательным в просветительских и миссионерских целях».
Принимая во внимание, что Томская духовная академия будет вовлекать в сферу своей деятельности всю Сибирь, господин попечитель просил Тюменское городское управление «оказать сочувствие делу устройства академии». Например, учреждением стипендий для студентов академии (по примеру Томского технологического института) или «посильными пожертвованиями на благолепие и украшение созидаемого при академии храма».
Члены городской управы напомнили собравшимся о бедственном финансовом положении. Кроме всевозможных обязательных расходов, у города возникли и дополнительные, связанные с наводнением. Городское управление не в состоянии оказывать финансовую помощь учебным заведениям в других городах, даже в высшей степени полезных в просветительских нуждах. Что же касалось учреждения стипендии, то вопрос этот — преждевременный до действительного открытия учебного заведения. Дума полностью согласилась с мнением управы.
Затем гласные рассмотрели вопрос о переводе Пристанского приходского училища по улице Пристанской в здание женской гимназии, находившейся на улице Знаменской (ныне Володарского). Вопрос был поставлен инспектором народных училищ 4-го района Тобольской губернии еще в ноябре 1913 года. Училище могло бы стать показательной начальной школой для учениц 8-го класса гимназии.
В 1913 году попечительский совет принял решение о выделении помещения для училища в полуподвальном этаже гимназического здания. На его перепланировку, отопление, содержание сторожа и летний ремонт требовались определенные расходы. В процессе обсуждения гласные пришли к выводу, что выделенное попечительским советом помещение было сырым и темным и не соответствовало требованиям школьной гигиены. Цель перевода училища в здание гимназии была понятна и оправданна, но тогда и помещение нужно было выделить соответствующее.
После вмешательства инспектора народных училищ в апреле 1914 года попечительский совет уступил под училище комнату с коридором на первом этаже на определенных условиях: гимназия может дать учителю, если он будет обладать цензом по крайней мере учительского института, 4 урока в VIII классе с месячным содержанием в 240 рублей. Все приспособления в здании (пропилка особой двери в подвальном этаже, вешалка, ширма на I этаже, отхожее место во дворе и др.), а также расходы на отопление, освещение и содержание училища должны быть проведены за счет города. Учитель обязан руководить занятиями учениц VIII класса и присутствовать при разборе данных ими уроков.
Выделенное помещение вполне устраивало и инспектора, и городскую управу. Переводя училище в женскую гимназию, город получал большую выгоду. В освободившееся здание можно было перевести русско-татарское училище. Сметная стоимость приспособления выделенного под училище помещения составила 270 рублей.
Выражая согласие на перевод училища в здание гимназии, «управа высказалась категорически против устройства клозета во дворе гимназии, так как по причинам приличия и опрятности считала совершенно недопустимым, чтобы перед окнами женского учебного заведения находилось отхожее место для мальчиков». Предвидя сложности в устройстве клозета в здании гимназии, члены управы высказались за то, чтобы приходское училище стало только женским.
Дума полностью согласилась с предложениями управы и постановила: выразить согласие на перевод Пристанского приходского училища на первый этаж здания женской гимназии при условии, что оно будет исключительно женским; клозет для учащихся этой школы будет устроен внутри здания; кредит на приспособление помещения для училища в размере 270 рублей передать в распоряжение управы; в освободившееся здание перевести русско-татарское училище.