X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Рождение стекла и коллектива

Участников клуба развития человеческого потенциала при областной Думе завод «Стеклотех» заинтересовал не только технологией производства стеклотары. Им интересно было узнать — как руководству удалось найти в наших краях столько рабочих и специалистов, обладающих необходимыми навыками? И еще — как удержать ценных сотрудников?

Депутат Виктор Буртный объяснил, что клуб развития человеческого потенциала — это площадка для неформального общения специалистов по кадрам предприятий области, преподавателей тюменских вузов и экспертов.

— Кадры — вопрос N 1, — считает Буртный. — Он поднимается практически на каждом заседании комитета по социальной политике. В нашем регионе открывается много производственных предприятий, но не хватает людей, умеющих работать.

Завод «Стеклотех» в этом плане показателен. По уровню технологического оснащения он единственный в своем роде в УрФО. Здесь новейшее оборудование производства Италии, Франции и Германии.

— Раньше в области не было стекольных заводов, кадры для них не готовились, -говорит директор «Стеклотеха» Сергей Григорьев. — Почти половина персонала, около 300 человек, работает вахтовым методом. Операторов собирали со всей России. А вот стекловары все — тюменские. Сами обучаем кадры. Заключили договор с тюменским лесотехникумом по подготовке специалистов среднего звена.

Сам Григорьев тоже «варяг» — из Владимирской области. Говорит, что уже успел прикипеть не только к заводу, но и к новому месту проживания.

— Здесь все достаточно стабильно, — объясняет Сергей Юрьевич. — Есть заказы, объемы. А в целом в стекольной промышленности сейчас не так хорошо. Из-за проводимой антиалькогольной политики пивные объемы серьезно упали. Многие производители в целях удешевления продукции переходят на пластиковую тару. Лет шесть назад, когда в стране был пивной бум, понастроили стеклотарных заводов. Сейчас многие встают. У нас тоже затаренность. От «Балтики» вот пришел отказ.

На всей территории завода, где проходит экскурсия, длинные ряды ящиков со стеклотарой. Часть ждет отправки заказчику. На многих надписи «стеклобой». Григорьев объясняет, что стеклобой — важная составляющая производства бутылки. Его, наряду с кварцевым песком и содой, отправляют в печь, чтобы получилось стекло нужного качества.

Галя Безбородова

Сейчас «Стеклотех» выпускает бутылки двух видов — прозрачные и коричневые. При необходимости, по словам директора, могли бы варить стекло и другого цвета. А вот серьезно увеличить объемы, даже если появятся крупные заказы, завод не сможет, работает практически с полной загрузкой -порядка 300 млн бутылок в год.

… Экскурсия по цехам завода -это своего рода бонус участникам клуба. Главная цель поездки — общение с менеджерами и мастер-класс по мотивации персонала. Но я замечаю, что все участники, а это в основном кадровики таких крупных предприятий, как Антипинский НПЗ, аккумуляторный завод, Тобольск Полимер, с любопытством вникают в технологию производства стекла. Что уж говорить про журналистов! Поэтому слова одной из сотрудниц, что она с удовольствием идет на работу, потому что ей здесь интересно, прозвучали вполне правдоподобно.

Хотя нельзя не заметить, что стекольное производство, даже такое современное, как здесь, -испытание для человеческого организма. В одних цехах очень пыльно, в других — жарко и шумно. Стекловары, по словам Сергея Григорьева, работают в валенках и ватниках, чтобы уберечься от жара печей, а операторы стекольного цеха в берушах, чтобы не оглохнуть от звона бутылок.

Что все-таки необходимо предпринять, чтобы привлечь на такое производство молодежь? С этим вопросом я подошла к доктору психологических наук из ТГУ Евгению Доценко, который принял участие в выездном заседании клуба в качестве эксперта.

Он назвал три условия, при которых возможно вернуть интерес и престижность рабочих профессий:

Галя Безбородова

— Первое: вузы должны повысить планку требовательности к выпускнику, — считает профессор. — Высшее образование — не для всех. К сожалению, нам об этом приходится напоминать студентам, которых мы отчисляем. Второе: надо поднять престиж профессионального умения. Чтобы было ценно сказать: у меня есть документ, подтверждающий, что я умею. Не просто есть образование, а я умею это делать. И тогда не важно, что именно ты умеешь, — каждый велик на своем месте. И третье: необходимо сформировать менталитет уважительного отношения ко всем. Если дворник — так дворник по зову сердца, если токарь — то токарь от бога.

При этом уровень заработной платы хоть и имеет значение, но не первостепенен. Доценко говорит, что для человека не менее важно получать моральное, профессиональное удовлетворение.

— Все пересчитывать на деньги -большая ошибка, — говорит он. -Техническая и ценностная. В то же время спекулировать на том, что не в деньгах счастье, — тоже неправильно. Здесь тонкая грань, которая определяется на каждом конкретном рабочем месте, в конкретной социальной нише.

— А сможет ли, на ваш взгляд, уверенность в своей значимости удержать человека в коллективе, если ему предложат за ту же работу большую зарплату?

Галя Безбородова

— Среди немонетарных стимулов — это один из важнейших. Работнику важно, что его ценят не только как специалиста, но и как человека. Уважают. Признают его. И это как раз точка роста для всего нашего общества. Уважь человека как личность — и он будет работать на тебя именно из-за этого.

***
фото: Стекловар Вадим Хутырев;Евгений Доценко;Контролер Людмила Свиридова;В цехе «Стеклотеха».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта