X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Медвежьи ямы на дорогах

Рано утром 8 мая на проезжей части улицы Харьковской провалился асфальт. Лишь по счастливой случайности в этот момент здесь не оказалось машин, и в яму диаметром шесть метров и более двух метров глубиной никто не провалился. Это не первый провал дорожного полотна в Тюмени.

Несколько лет назад провал, правда, значительно меньших размеров, образовался на улице Первомайской — напротив городской администрации. Тогда из него пришлось вытягивать легковой автомобиль. Благо, скорость движения на этом участке довольно низкая, поэтому обошлось без жертв. Маленькие ямы на тюменских дорогах можно увидеть и сейчас — на улицах Советская, Кузнецова… Можно долго перечислять. Все уже привыкли к ежегодным ремонтам асфальта. Причем, зачастую в одних и тех же местах. Водители привычно ругают дорожников и власти — мол, нарочно, делают некачественно, отмывают деньги на дорожных ремонтах. Но эксперты считают, что дело здесь не в отмывании денег, а в вымывании грунта. Что не менее опасно.

Мы попросили прокомментировать ситуацию инженера-гидрогеолога, более 35 лет работающего в системе инженерно-строительных изысканий Тюменской области Михаила Лужбина.

Катя Христозова, Галя Безбородова

Михаил Дмитриевич, с чем, на ваш взгляд, связаны участившиеся провалы дорожного полотна в Тюмени? Только ли в порывах трубопроводов, как в случае на Харьковской, дело?

— Сомнений в том, что провалы на тюменских дорогах — техногенное явление, у меня нет. То, что под дорогами проходят водопроводы, канализационные трубы, а также ливневая канализация -одна из главных причин. Что происходит? Система водоотведения может служить базисом эрозии, если в трубах появляются щели. Грунтовые воды через систему водоотведения вымывают легкие грунты под дорогой, образуя пустоты, которые и приводят к провалам дорожной одежды.

Дорожные строители часто ссылаются на особые геологические условия в нашем регионе, говорят, что, якобы, здесь слабые грунты, оттого и дороги так быстро разрушаются. Вы согласны?

— В Тюмени грунты на глубине 2,5-4,5 метра зачастую представлены отложениями в виде пылеватого песка или легкой супеси. Они обладают плывунными свойствами, то есть могут двигаться под собственным весом. При этом такие же грунты, лесной песок, используют для дорожного основания. В сухом виде они легко уплотняются и имеют высокий модуль деформации, который подходит для прочности основания дороги. Но, с другой стороны, если эти грунты обводняются, они начинают пучиниться — увеличиваться в объеме до четырех процентов. А если они будут еще и проморожены в мокром состоянии, то процент пучинистости увеличивается до двенадцати. Поэтому после морозной зимы чаще всего и происходят провалы и трещины дорожного полотна. Когда промерзший грунт отходит, он дает дополнительную осадку под собственным весом. Так что весной, а также после сильных ливней к состоянию дорог нужно относиться особенно внимательно.

Катя Христозова, Галя Безбородова

Вы сказали, что техногенных причин несколько. Какие еще?

— Часто провалы возникают из-за высокого уровня грунтовых вод. Это происходит в том числе из-за отсутствия ливневой канализации -особенно в районах старой застройки. На своем опыте знаю, как подтопляются весной и после сильных ливней подвалы нефтегазового университета на ул. Володарского или школы N 21.

Сказывается на состоянии грунтов и благоустройство, а точнее, повальное асфальтирование дворов. Оно снижает площади естественного испарения влаги. В результате создается дополнительная нагрузка на ближайшие дороги, которые отводят дождевые воды от благоустроенного двора.

Ну, и конечно, аварийные ситуации, которые происходят при порывах водоводных и тепловых сетей. Вряд ли кто-то фиксирует, какой объем воды был пролит в грунт и куда он делся. Ладно, если речь идет о холодной воде. А когда происходят порывы тепловых сетей -это действительно очень опасно.

Катя Христозова, Галя Безбородова

Как вы считаете, можно ли как-то предупредить или хотя бы предугадать, где может случиться следующий провал на дороге?

— На мой взгляд, пришло время заняться этим вопросом очень серьезно, пока не случилось человеческих жертв. Для этого необходимо в первую очередь на всех участках, где уже произошли провалы, устранить ямы за счет щебенки и провести геотехнические изыскания. К этому обязывает и свод правил по инженерным изысканиям для строительства, принятый в 2012 году. Для этого городские службы должны предоставить данные о прохождении всех инженерных сетей на этих участках. Первоначально, на этих участках должны быть снижены скорость движения и допустимый тоннаж машин. Ну, а чтобы предугадать и предотвратить дальнейшие провалы, необходимо наладить геотехнический контроль состояния дорог в Тюмени. Мониторинг надо проводить на постоянной основе с привлечением лучших специалистов города как изыскателей и проектировщиков, так и строителей, и эксплуатационников.

***
фото: Самый масштабный провал — на улице Харьковской;Михаил Лужбин;Провал на улице Советской;Провал на улице Кузнецова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта