На нашем дворе средневековье!
Проснувшись утром в субботу, я первым делом поглядела в окно и разочарованно вздохнула: пасмурное небо и крупные капли дождя на стекле.
Дурная погода, на мой взгляд, должна была стать непреодолимым препятствием для проведения фестиваля средневековой культуры «Pax et bellum» (Война и мир, лат.). Ну, кто поедет под таким ливнем в Затюменский парк?
Не питая особой надежды, связалась с организаторами и спросила, на какой день переносят мероприятие. Или, может, его вовсе отменяют?
Каково же было мое удивление, когда на том конце провода ответили, что открытие фестиваля всего лишь сдвигается на час вперед. Более того, первые гости уже начинают съезжаться!
БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЕМ МЫ ПЕСНЮ
Я переворачивала дом вверх дном в поисках дождевика или хотя бы зонтика, а сама все думала: «Как себя чувствуют под таким ливнем историки-реконструкторы?» В отличие от гостей фестиваля, они не могут надеть пару резиновых сапог или укрыться полиэтиленовым дождевиком — ни резины, ни пластика в XIV-XV веках еще не знали. А значит, вещи из этих несоответствующих эпохе материалов в лагере использовать запрещено. Вся суть фестиваля «Война и мир» — в полном соответствии исторической достоверности.
— Направление, которого мы придерживаемся, можно назвать «Живая история», — рассказывает антрополог Марина Байдуж, руководитель клуба исторической реконструкции «Брабантский лев». — Мы уделяем особое внимание восстановлению материальной культуры средневековья. Причем, это касается не только вооружения и доспехов, но и предметов повседневной жизни. Например, одежда и посуда должны быть сделаны не только из натуральных материалов, но и по тем же технологиям, что в средние века. Реконструкторы в лагере стараются соблюдать нормы поведения, принятые в ту эпоху. Конечно, порой бывает сложно донести идею до новичков, впервые участвующих в «Pax et bellum». Девушки часто не хотят понимать, почему мы настаиваем, чтобы они не красили ногти и не использовали декоративную косметику. А вот от благ цивилизации вроде ноутбуков и мобильных телефонов все отказываются, пожалуй, даже с удовольствием. Ведь средневековье привлекает своих адептов, в том числе, размеренным ритмом жизни, который совершенно не сопоставим с нынешним. Возможность отрешиться от повседневной гонки за информацией и погрузиться в прошлое — это ни с чем несравнимое ощущение.
… Когда за ворот капает дождь, когда плотный хлопковый тент не спасает, а несколько слоев шерстяной одежды промокли насквозь и стали липкими, холодными, тяжелыми… Тут волей-неволей задумаешься и возблагодаришь научно-технический прогресс! Разве что один день — в качестве проверки себя на прочности — потерпеть еще можно.
Но, к счастью, даже этой жертвы приносить не пришлось — тюменская погода, поглядев, что люди все равно не собираются разбегаться по домам, сменила гнев на милость. Небо прояснилось, и из-за туч выкатилось жаркое солнышко, быстро разогревшее сырой воздух.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ
— Это просто невероятно! Я как вышел из леса на полянку, где лагерь поставлен, так и замер! -восторгается гость фестиваля Александр Тямкин. — Как будто перенесся на машине времени на несколько сотен лет назад: вокруг люди в старинных костюмах, рыцари в латах на ристалище. Я просто очарован таким превращением!
Похожие отзывы можно было слышать в каждом уголке лагеря: фестивалей такого уровня аутентичности в Тюмени до «Pax et bellum» не проводили, и горожане третий год не устают восхищаться. Однако согласитесь, просто ходить и часами наблюдать за реконструированным бытом средневековья — такое по силам далеко не каждому. Так что в задачу организаторов входила не только историчность, но и развлекательная программа для взрослых и маленьких.
Историки Тюменского госуниверситета, объединив усилия с реконструкторскими клубами из Тобольска, Новосибирска, Челябинска и Барнаула, справились с этой задачей блестяще. Как следует из названия фестиваля, гости могли попробовать свои силы хоть в военных, хоть в мирных делах.
Тем, кого манила воинская слава, предлагали научиться стрелять из лука, метать копья и топоры. К слову сказать, первое особенно хорошо получалось у женщин, а второе и третье — не получалось практически ни у кого.
Любители оружия могли не только попробовать им воспользоваться, но и постучать молотком по заготовке в полевой кузнице, наблюдая, как полоска металла с каждым ударом принимает форму ножа или наконечника копья.
Кстати, походной ковкой кузнечное дело на фестивале не ограничивалось. Любой желающий мог также заняться чеканкой монет. Один хороший удар по заготовке, вставленной в форму, и вот она -денежка, совсем как та, что была в обращении в XV веке в Бургундии во времена Карла Смелого.
… Мирных забав, конечно, тоже хватало. На сцене до самого вечера сменяли друг друга музыкальные коллективы, играющие на этнических инструментах, такие как «Север Га», «Менестрели» и давно полюбившиеся тюменцам «Gilead». Театр «Чудейство» показал средневековый кукольный спектакль «Рейнеке-Лис», а преподаватели школы ирландского танца «Каденса» устроили мастер-класс, быстро трансформировавшийся в бесшабашные пляски босиком на мокрой траве.
Для самых маленьких была отведена специальная палатка, в которой студентки ТюмГУ не только присматривали за непоседами, давая их родителям возможность побродить по лагерю реконструкторов, но и рассказывали сказки, легенды и басни. Учили ребятишек мастерить кукол из веточек и кусочков ткани. Все это девушки в старинных костюмах делали так весело и интересно, что постепенно к детской палатке стали подтягиваться взрослые и молодежь -им тоже захотелось послушать сказки и порисовать цветными фломастерами.
Вечером, когда почти все гости уже разошлись, на столике среди разбросанных рисунков можно было увидеть и такой: большой улыбающийся зеленый человечек, рядом маленький синий дом с трубой, а внизу подпись: «Костик, 21 год».
***
фото: Когда сражения рыцарей окончились, на ристалище вышла детвора;Клуб «Бам-берг» готовится к схватке;Полное погружение в эпоху;Чеканим монетки;В полевой кузнице.