Тет-а-тет с чудовищем
Начну издалека: в двадцатых числах мая в Тюмени состоялась премьера очередного фильма про Людей Икс. Первый показ кинотеатры традиционно стараются сделать яркими. Вот в «Синема Парке» (ТРИ «Гудвин») и нашли способ привлечь на сеанс зрителей — пустили гулять по фойе одного из персонажей фильма, мутанта по имени Мистик.
Для тех, кто не увлекается комиксами, расскажу, что Мистик — женщина с синей кожей и огненно-рыжими волосами. И если шевелюру любого цвета можно создать благодаря парику или краске, то с цветом кожи модели — куда как сложнее.
Его можно сделать только тем же способом, что и на съемочной площадке, — разрисовав тело специальными красками. В Тюмени мастеров, способных на такое, буквально человек пять. Один из них — Полина Клюева, гример и художник, мастер бутафории и бодипэйнтинга.
Кто сказал, что макияж должен быть незаметным?
Бодипэйнтинг или, говоря русским языком, роспись по телу -один из самых распространенных видов боди-арта, который, в свою очередь, является формой авангардного искусства, где главный художественный объект — тело человека.
Но сложные термины и понятия появились сравнительно недавно, а рисование на теле существовало с древнейших времен. С тех самых, наверное, пор, как первобытный человек испачкал лицо сажей, а потом посмотрел на свое отражение в воде и решил: «А, что? Так даже лучше!»
… Впрочем, модели Полины Клюевой после того, как она заканчивает работу, не всегда имеют даже отдаленное сходство с человеком. Например, в минувшую субботу в фотостудии «Артрум» в присутствии зрителей она превратила симпатичного юношу в настоящее чудовище — фиолетовый череп, покрытый наростами и роговыми пластинами, жуткие зубы и прочие прелести демонического образа. В качестве основы для лица из будущего «кошмарика» использовалась маска из латекса, сделанная Полиной специально для данного случая.
Кирилл Бырин, друг художницы, которому выпал шанс почувствовать себя моделью, в течение трех часов неподвижно сидел на стуле и ждал, когда лицо и верхнюю часть тела покроют краской. А потом не меньше часа фотографировался с восхищенными зрителями, каждому из которых хотелось постоять рядом с существом из фильма ужасов, находясь при этом в полной безопасности.
Ваш ребенок рисует на обоях?
Вместе с Полиной Клюевой работала другая художница — Тамара Попова. Моделью у нее была девушка, так что образ получился мягкий и совсем не страшный, хоть и порядком фантастический — не то фавн, не то сатир женского пола.
Но главное — в роли модели или художника мог попробовать себя любой из зрителей. Раздеться и дать себя разрисовать согласились юноша и девушка, пришедшие вместе. А вот желающих на них порисовать оказалось куда больше двух. Даже я попробовала свои силы. Благодаря помощи и советам мастеров, мне удалось раскрасить девушку в лилово-голубые тона, а на ее спине и предплечьях изобразить птичьи крылья. Для первого раза — неплохо. Тем более что модель осталась довольна и вместе с другом отправилась фотографироваться. Кстати, они составили интересную пару — юношу превратили в живое дерево.
… И все же единичный опыт рисования на людях не может дать всей полноты ощущений, доступной профессиональным художникам-бодипейнтерам. Каково это, когда холст — живой? И как вообще художники приходят к такому необычному профессиональному выбору? На эти вопросы согласилась ответить Полина Клюева:
— Мне сложно сказать, как и почему я пришла именно к боди-арту как форме самовыражения, — пожимает плечами художница. — Но рисовать мне хотелось всегда. Знаете, в детстве ты малюешь красками на обоях, а потом поступаешь в художественную школу и рисуешь картины. Тебе хочется чего-то большего, ты начинаешь расписывать интерьеры, а потом, однажды, принимаешься за людей. Первыми моделями были мои однокурсники и однокурсницы в нефтегазовом университете. Начав, я поняла, что знаний не хватает, и поехала учиться в Новосибирск.
По словам Полины, к профессиональным гримерам и художникам-бодипейнтерам в Тюмени клиенты обращаются редко — раз в месяц, а то и реже. В основном, требуются модели для промоакций, выставок и других мероприятий. А иногда горожане просто хотят устроить оригинальную фотосессию для самих себя. Чаще всего это — женщины, и образы им нужны женственные, нежные.
Полина и такие может создавать, но душа лежит не к принцессам и русалочкам, а к монстрам и другим потусторонним существам. Почему? Кто знает. Художница и сама пока не может объяснить, чем так притягивают ее «страшно красивые» создания. Возможно, творчество рано или поздно приведет ее в кинематограф, где такие персонажи — частое явление?
***
фото: Полина Клюева превращает Кирилла Бырина в монстра;Этот замок носила на голове одна из моделей Полины;Тамара Попова за работой.