Отложить нельзя, скорее?
Ни для кого не секрет, что пациенты время от времени жалуются на врачей «скорой»: то приехали недостаточно быстро, то по ковру в грязных ботинках прошлись…
Порой эти жалобы имеют под собой основания, а порой и нет. Но мало кто знает, что у самих экстренных медиков тоже есть претензии к пациентам.
За пять месяцев, прошедших с начала этого года, работники станции скорой помощи приняли уже 19 тысяч вызовов, не имеющих никакого отношения к их основной деятельности — экстренной медицине.
Для докторов вывод очевиден -вот уже шесть лет как в Тюмени создана служба неотложной помощи, а горожане до сих пор не разобрались, чем она отличается от «скорой». Похоже, пациенты просто не знают, в каких ситуациях нужно звонить «03», а в каких — в поликлинику по месту жительства.
— В идеале врачи и фельдшеры «скорой» должны выезжать к пациенту только когда его жизнь в опасности или может оказаться в опасности, — объясняет пресс-секретарь станции Ирина Бердюгина. — Например, он потерял сознание и не приходит в себя. Или в каком-то органе — например, в сердце — вдруг появилась острая боль. Или произошел несчастный случай, и пациент получил травмы… Во всех остальных ситуациях, не угрожающих жизни, надо вызывать «неотложку». Кабинеты неотложной помощи действуют во всех городских поликлиниках, а телефоны для вызова врачей на дом есть на сайтах городского департамента здравоохранения и станции скорой помощи. Можете спросить номер вашей «неотложки» в регистратуре поликлиники и записать куда-нибудь, чтобы он всегда был под рукой.
… Всем понятно, что непрофильные вызовы отвлекают экстренных медиков от той работы, для которой они действительно нужны. Но при этом приезд экстренных медиков вместо участкового терапевта и пациенту не слишком-то выгоден. Во-первых, значительную часть «чужих» звонков операторы «скорой» все равно переадресовывают в поликлиники по месту жительства. Во-вторых, участковые врачи обладают необходимыми для диагностики и лечения компетенциями, у них при себе, как правило, есть нужные лекарства и приборы, включая аппараты для снятия электрокардиограммы и измерения давления.
А вот когда на непрофильный вызов прибывают экстренные медики, они могут пациенту разве что вколоть обезболивающее или снизить температуру — вот и вся помощь. Проводить обследование, ставить окончательный диагноз и назначать лекарства врачи и фельдшеры «скорой» не станут. Везти вызвавшего их пациента в больницу, чтобы там все это сделал профильный специалист, тоже — ведь жизни ничего не угрожает.
Впрочем, помимо тех, кто не отличает скорую помощь от неотложной, есть и еще одна категория граждан, все время звонящих «03» — это пожилые тюменцы, давно страдающие от какого-нибудь хронического недуга. Каждому из таких «постоянных клиентов» уже не раз объясняли, какого врача и при каких обстоятельствах надо приглашать, но результат нулевой. Стоит обостриться остеохондрозу, понизиться или наоборот подняться артериальному давлению, подскочить температуре, как они звонят именно в «скорую», — срабатывает великая сила привычки.
— Но бывает и так, что не совсем адекватные пациенты намеренно мешают нашей работе, — рассказывает Бердюгина. — Конечно, яростных жалобщиков, часами осаждающих телефон диспетчерской, немного. На весь город от силы полтора десятка. Вот только они и в таком количестве доставляют массу хлопот: постоянно отвлекают сотрудников разговорами «за жизнь» и описаниями несуществующих симптомов. Пожалуйста, уважаемые горожане, поймите — экстренным медикам нужно заниматься экстренными ситуациями. Для всего остального есть неотложная медицина. Доктора, которые приедут из поликлиники, не хуже наших специалистов. А применительно к вашей ситуации — даже лучше.