Сказка становится реальностью
Когда в детстве читала сказку «Огниво», я никак не могла представить, что собаки вообще могут быть страшными. Сколько Андерсен не писал об их огромных, как блюдца, глазах и свирепости, я отлично понимала, что это -сказка. Такой сюжетный ход.
Страшно обрадовалась, увидев, что постановочная группа театра кукол, в своем новом спектакле «Огниво» показала и собак, и саму сказку именно такой, какой я представляла ее в детстве. Нет, пожалуй, даже лучше — детальнее и остроумнее.
Изначально «Огниво» собирался поставить главный режиссер театра Сергей Грязнов, однако, в преддверии больших праздников (День города, День области) оказался слишком занят для того, чтобы вывести на сцену свои коронные «кукольные полки».
Тогда к делу подключился актер и режиссер театра Антон Нестеренко, который и пьесу Евгения Сперанского, написанную по сказке, переработал на свой лад, и тексты песен написал, и Солдата, главного героя, сыграл. Пожалуй, в симбиозе взглядов двух режиссеров и состоит прелесть новой сказки: от Грязнова она получила масштаб и основательность, от Нестеренко — детальную проработку, здоровый авантюризм и множество маленьких находок, которые запоминаются больше всего.
Тем не менее, маленькие зрители пока не столько ценят драматургические ходы, сколько самих кукол: симпатичных, как рассказчик Оле Лукойе; справедливых, как Солдат; прекрасных, как Принцесса… Работники театральных цехов под руководством главного художника театра Сергея Перепелкина создали планшетных кукол в полный рост, которые без преувеличения обеспечивают большую часть успеха постановки — у детей.
Занятая в спектакле труппа (ее пришлось задействовать всю, как в главных ролях, так и в эпизодических) вдохновенно и мастерски орудует этими куклами. Так, что временами даже забываешь о том, что никто из сказочных героев на сцене не обладает мимикой — ее отсутствие полностью окупает живая пластика. Принцесса (актриса Евгения Глухих) женственна и нежна, а в сказочнике Оле Лукойе (Вадим Еременко) вообще довольно проблематично заподозрить куклу.
Сказка стала значительно добрее. Солдат, заполучив полный рюкзак денег, например, идет в город и просто дарит всем горожанам подарки. А еще он замечательно демонстрирует, что вежливость — сильное оружие. При помощи комплиментов ему удается усмирить страшных собак. Постановщики не допустили кровопролития и в случае с Ведьмой (актриса Анна Ганичева): Солдат не отрубает ей голову, а отдает ей огниво. Да и не заслуживает Ведьма страшной расправы, ведь на сцене она оказывается не злой, а, скорее, дамой с характером.
Отдельное удовольствие от постановки — это ходы, по которым теперь уже безошибочно узнается Нестеренко-режиссер. Трюки, калейдоскопы, превращения, фокусы. Причем к месту и в меру использованные, будто они — слово, которое из песни, как известно, не выкинешь.
Юмор и режиссерские находки делают «Огниво» интересным и для мам и пап, обычно сопровождающих детей в театр. Им есть над чем посмеяться, совершенно искренне, безо всякой натуги.
***
фото: Собаки вовсе не страшные;Король как живой.