На нашей сцене тоже шла война
Иногда можно увидеть, как к театру драмы подъезжают грузовики. Как правило, это обозначает, что к нам с гастролями приехал театр из другого города, привез лучшие свои спектакли.
Тюменский театр сегодня может принять самые роскошные и крупногабаритные декорации — этим гордятся художники и работники производственных цехов. А в годы Великой Отечественной войны художник тюменского театра Дымов рисовал для постановок куда более скромные декорации. Да и то, что было им придумано, не всегда появлялось на сцене в полном объеме. Голодное время, холодное.
В распоряжении театра были две лошади, при которых работали четыре конюха-кучера. На одной лошади возили все, что было необходимо для постановок, с помощью другой старались обеспечить быт.
— Те актеры, что не ушли на фронт, вылавливали в Туре проплывающие бревна, кололи их и обогревались между репетициями, — рассказывает заведующая музеем Тюменского драматического театра Надежда Васькова. — Порепетировал — поколол, вот и согрелся.
… На выставке с длинным поэтическим названием «Кто-нибудь потом вглядится в наши судьбы, в наши лица.», что открылась в холле третьего этажа «драмы», я задумалась о том, как мало мы знаем о театре в годы войны. Не только общественность, но даже краеведы и историки не дадут исчерпывающей информации: кто работал в эти годы, кто пел и танцевал для раненых в госпиталях, кто занимался с детьми. Мы знаем их имена (и то — все ли?), но о них самих не знаем почти ничего. В большой книге «Его высочество Тюменский драматический», вышедшей в 2008 году, военным годам выделено лишь девять страниц текста. Явно не места пожалели редакторы — информации мало.
Надежда Васькова старается восполнить пробелы насколько это возможно. Она работает с театральным архивом, извлекает книги приказов, фотографии, афиши, эскизы, словом, все, что может хоть немного рассказать о людях, игравших на сцене драмы и комедии, пока вокруг шли военные действия. К Надежде Викторовне присоединился коллекционер фотографий старой Тюмени Владимир Черенев. Много лет он собирает черно-белые карточки тех лет и заслуживает отдельного большого рассказа. Сегодня часть его коллекции вошла в экспозицию театра.
С радостью откликнулись на просьбу о помощи сотрудники музейного комплекса имени Ивана Словцова — заместитель директора Елена Усольцева и хранитель фондов Ирина Шорохова.
… Известно, что только 22 и 23 июня 1941 года в тюменский горвоенкомат поступило 500 заявлений от добровольцев с просьбой об отправке на фронт. Мужчины надевали форму, их место на производстве занимали женщины. Перестраивалась на военный лад и жизнь театра — тогда еще Тюменского городского. Об этом в книге «Его высочество Тюменский драматический» пишут доктор исторических наук Нина Ми- ненко и историк Валерий Чупин.
«Многие молодые актеры ушли на фронт. Средний возраст оставшихся артистов в 1941 году переваливал за 40 лет. Впрочем, на фронт из театра уходили не только актеры. В числе первых добровольцев оказался, например, 18- летний электрик театра Геннадий Сидоров. Его старший 19-летний брат Николай уже служил в армии и успел получить звание капитана».
— Уходили на фронт, кто-то вернулся, кто-то не вернулся, — рассказывает Надежда Васькова. — А те, что остались в театре, продолжали работать.
— Казалось бы, идет война! Где- то убивают солдат. Зачем нужен театр, музыка в такое время? — рассуждает Ирина Шорохова. — Но уже в 1941 году партия обратилась к творческой интеллигенции с призывом пропагандировать любовь к родине, ненависть к врагу, показывать положительный образ героя. И оказалось, что театр способен поднять боевой дух людей.
Годы войны действительно сказываются на репертуаре и вообще на всей деятельности театра. Герой этого времени — патриот, который готов отдать жизнь «за Родину, за Сталина». В этом отношении сцена и жизнь были очень близки. Одинаково везде: и в Москве, и на передовой, и в Тюмени.
Васькова рассказывает, что сроки подготовки новых спектаклей устанавливаются более короткие — 10-20 дней. Перед художниками ставится задача, как можно быстрей и проще оформлять спектакли, экономить материал, не снижая при этом качества работы. Каждый артист, режиссер, художественный руководитель должен максимально уплотнить свой рабочий день, повысить производительность труда.
Сразу после начала войны театр начинает готовить оборонный литературно-художественный монтаж. На фабриках и заводах, в клубах и садах, перед началом спектаклей выступает выездная концертная бригада театра: актеры Войцеховский и Кузьменко исполняют ряд военных песен, Райцев читает отрывок из поэмы Маяковского «Ленин», Пятницкий декламирует стихи. Создается бригада из десяти человек, которая будет выступать в военном комиссариате.
В это время к постановке готовятся пьесы: «Парень из нашего города» Константина Симонова, «Ключи Берлина» Гуса и Финна, «Продолжение следует» Александры Бруштейн, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского.
Издается решение исполнительного комитета Тюменского городского совета «Об экономии и расходовании электроэнергии и режим электропотребления на осенне-зимний период 1941-42 года». Согласно пункту «1в» этого постановления, максимальная норма освещения зрелищных мероприятий — «не свыше 7 ватт на 1 кв. метр», что, конечно же, влияло на качество постановок.
Работники театра чем могли помогали фронту. В августе 1941 года на общем собрании было принято решение: «ежемесячно отчислять в фонд обороны страны однодневный заработок». Руководящие работники отчисляли двухдневный заработок. Кроме того, некоторые отдавали в фонд обороны облигации государственного займа на крупные суммы. Например, директор театра Арбенин — облигаций на 800 рублей.
Несмотря на тяжелое военное положение театр продолжает прилагать максимум усилий для представления зрителям премьер, новых концертов. 1 декабря 1943 года в театре состоялось чествование коллектива в связи с присуждением почетной грамоты за отличную шефскую работу в дни Великой Отечественной войны. Театр к этому времени дал свыше 700 концертов в госпиталях и других организациях, 110 концертов — для детей фронтовиков. Почетными грамотами Комитета по делам искусств, Омского областного управления по делам искусств были награждены актеры Войцеховский, Володин, Смородинов, режиссер Радов и другие.
14 августа 1944 года была образована Тюменская область. С этого времени Тюменский городской театр становится областным драматическим театром.
. Узнать обо всем этом подробнее можно на самой выставке. Особенно интересно, если у вас будет экскурсовод, который расскажет о тех людях, чьи портреты украшают холл. Конечно, далеко не обо всех подробно. Но все же это хорошее начало: вглядеться в эти лица, в эти судьбы.
***
фото: Стенд, посвященный режиссеру Зеленевскому, художнику Радину и актеру Рудякову;Елена Усольцева и Ирина Шорохова.