От частного к общему
В номере «ТК» за четверг мы спрашивали горожан о том, какие взаимоотношения у них складываются с кондукторами автобусов. И, что удивительно, даже заядлым автомобилистам нашлось что сказать.
Можно сделать вывод: они тоже периодически пользуются или когда-то пользовались общественным транспортом. И ничего — живы! А значит, идея городских и областных властей пересадить бОльшую часть горожан (а в идеале — вообще всех) на автобусы, — не такая уж утопия. Или это все-таки невозможно?
Об этом мы, по традиции, спросили наших читателей.
Елена, делопроизводитель:
— Знаете, еще год или два назад я бы сказала, что не готова пересесть на общественный транспорт. Однако сейчас все чаще задумываюсь об этом. Когда добираешься до работы на автобусе, не приходится ломать голову, где припарковать машину. Особенно удобно пользоваться автобусом тем, у кого, так скажем, невыездная работа, офисная. А вот тем, кто вынужден разъезжать по городу, без личного автомобиля сложно.
Анастасия, многодетная мать:
— Увы, когда с тобой три маленьких ребенка, ездить на общественном транспорте невозможно. Пока расплачиваешься, дети разбегутся по автобусу, а если еще капризничать начнут — то это вообще катастрофа! Так что если вдруг центр города закроют для «частников», таким, как мне, будет тяжело. Многие объекты социального значения, куда надо попасть мамочкам, находятся в центре. А вдруг детей не с кем оставить? Вот и доберись с ними до центра на автобусе…
Наталья Герасимова, юрист:
— У нас, в отличие, скажем, от европейцев, заложено в сознании, что общественным транспортом пользуются только те, у кого нет возможности купить машину. Как только у человека появляется такая возможность, то из автомобиля его уже не выгонишь! Он будет мучиться в поисках парковки, торчать в пробках, но зато с гордостью станет посматривать на пассажиров автобуса — вы, мол, там, а я — за рулем своей машины. Глупость, я считаю, тем не менее, сделать реорганизацию сознания гораздо сложнее, чем реорганизовать нашу транспортную систему.
Надежда Попова, менеджер:
— Я пользуюсь общественным транспортом только в случае поломки машины. Мне кажется, тот, кто уже сел за руль, не откажется от вождения автомобиля, даже если сделают платные дороги и платные парковки. Цены на бензин растут постоянно, но ведь люди как заправлялись, так и заправляются… По-моему, общественный транспорт — это для пенсионеров, школьников и для бедных студентов, если такие еще остались.
Лилия Мамедова, торговый представитель:
— Для меня личный автомобиль не просто удовольствие, но работа. На общественном транспорте, каким бы качественным он ни был и как бы хорошо ни ходил, я не успею сделать и половины того, что делаю сейчас. Даже несмотря на пробки. Не каждая остановка находится рядом с магазином, многие точки вообще глубоко во дворах расположены — если бегать с автобуса на автобус, никакой работы не получится.
Лена Марченко, дизайнер:
— Я считаю, что нужны дополнительные мосты, что нужно расширять дороги, а количество машин если и сокращать, то, к примеру, за счет серьезного повышения платы за обучение в автошколах — а то сегодня любой алкоголик или наркоман может получить права, вот и происходят аварии, а из-за них создаются пробки на дорогах. Еще, мне кажется, надо ограничить возраст для получения прав на управление автомобилем. Молодые слишком лихачат.
Виктор Бызов, коваль:
— Считаю, что это разумная идея. У нас очень большое количество машин. Наверное, две трети автомобилистов используют автомобили лишь оттого, что они у них есть. Достаточно посмотреть, какие автопарки устраивают студенты возле университетов или офисные работники у своих зданий. Я знаю кучу людей, которые с приобретением машины становятся настолько ленивыми, что не могут от подъезда до магазина дойти пешком. Конечно, если власти обеспечат нормальный городской транспорт, выделенные полосы для него, то многие пересядут на автобусы. Я всегда, если есть возможность оставить машину дома, сажусь в автобус. Но учитывая, какие там условия, делаю это с содроганием. А летом предпочитаю велосипед.
Ирина Дускаева, учитель:
— Если автовладельцы пересядут на автобусы, куда деваться тем, кто в этих автобусах ездит сейчас? Все вместе мы там никак не поместимся! У меня машина отечественная, не новая — она часто ломается, вынуждая меня добираться на работу общественным транспортом. Я хорошо знаю, что творится в автобусах популярных направлений по утрам и вечерам — ад. Не только сесть после тяжелого дня, проведенного на ногах, но даже и встать по-человечески невозможно. Зимой замерзнешь на остановке. Летом в автобусе можно задохнуться. Сама видела, как люди теряют сознание из-за духоты и скученности. Я лучше постою в пробке, но при этом хотя бы не буду чувствовать себя, как шпроты в банке.
Павел Коновалов, сотрудник банка:
— Я понимаю, что большое количество автомобилей ухудшает экологическую обстановку и вообще вредит городу, но не представляю, что должно произойти, чтобы я отказался от своей машины. И не представляю, как отпущу жену с маленьким ребенком и тяжелой коляской куда-то ехать на автобусе. Во-первых, ей будет физически тяжело и неудобно. Во-вторых, всегда найдется грубиян, который начнет возмущаться, что коляска занимает много места, а ребенок — плачет. Зачем ей этот стресс?
Алексей, историк:
— Не получится пересадить людей в автобусы. Даже из-за такой мелочи, как наши морозы. Минус 30 — и весь общественный транспорт куда-то девается. Такси взвинчивают цены. А тут — разогрел машину, сел, поехал. Не тратишь время на ожидание, не стоишь на остановках, всегда в комфортных условиях. Пробки для всех общие, а выделенная полоса, по-моему, не решает проблемы: и автобусники ездят не только по ней, и остальных водителей штраф в 500 рублей не пугает. Единственный плюс, который, поездив на машине, я вижу в автобусах — возможность заняться своими делами, пока тебя везут.
Юрий Новиков, студент института биологии ТюмГУ:
— Жаль, что в Тюмени нельзя построить метро. На мой взгляд, это позволило бы многим людям ездить на общественном транспорте, а машину оставлять в гараже. Автобусов откровенно не хватает, нужно что-то еще. Причем, что-то ездящее не по дороге, а, например, под землей или… В небе!