X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Доступное пространство

Новые жилые микрорайоны Тюмени по степени комфортности проживания на порядок отличаются от тех, что строились в советские времена. Но людям с ограниченными возможностями здоровья передвигаться и в домах, и во дворах новостроек по-прежнему сложно.

В следующем году истекает срок действия пятилетней государственной программы «Доступная среда», которая направлена на формирование условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к приоритетным социальным объектам.

Предполагалось, что за это время общество должно научиться признавать, что у инвалидов должны быть равные возможности с людьми физически здоровыми. И не просто признавать, а делать для этого конкретные шаги, например, обустраивать жизненное пространство так, чтобы в нем было комфортно существовать всем. Независимо от того, каким человек родился. Ведь создавать единые условия для сильных и слабых, «таких» и «не таких», важно не только для конкретных людей или отдельных групп населения, а ради здоровья общества в целом.

Среди множества пунктов, которые предусматривает эта и другие, принятые в ее развитие, программы, есть и нормы, которые четко прописывают, какой должна быть городская инфраструктура — дороги, тротуары, дома, магазины, социальные учреждения — чтобы инвалиды могли в ней беспрепятственно передвигаться. Этими нормами обязаны руководствоваться и застройщики при возведении новых жилых районов.

Подрядчики стараются следовать букве закона, особенно, если отступление от нее грозит штрафами. Но если требование, скорее, похоже на рекомендацию, а за его несоблюдение не предусмотрено жестких карательных санкций, то могут позволить себе и послабления. Вроде бы, говорят «да», а на деле получается — «нет».

Как же в реальности соблюдают застройщики требования по организации доступной среды для инвалидов в новых микрорайонах? Это решили проверить представители областного общества инвалидов совместно с региональным куратором проекта «Равные возможности», депутатом областной Думы Владимиром Зимневым. Объектом проверки выбрали территории, которые застраивает компания «Запсибгазпромгазификация». У нее в очереди на сдачу — дома по улице Николая Ростовцева, 4 и Сперанского, 19.

Благоустройство микрорайона «Ямальский-1» внешне выглядит привлекательно. Заасфальтированы проезды, тротуары, нанесена разметка на стоянках для транспорта, оборудованы детские, игровые площадки, зоны отдыха. Только внешность в данном случае обманчива. Для человека без ограничений здоровья — никаких препятствий в передвижениях по двору нет, а для инвалида-колясочника они повсюду. Тротуары -узкие, двум коляскам, как положено по нормам, не разъехаться. Высота бордюров такова, что перешагнуть их легко, а взобраться на коляске — не только тяжело физически, но и небезопасно. Не соответствует положенным нормативам и угол наклона съездов с тротуара.

Застройщики всех этих нюансов не учли. Они работали так, как привыкли. И так, как эти нормы понимали. Впрочем, своих ошибок они не стали отрицать и обещали исправить. Правда, ответить на вопрос, во сколько обойдется такая переделка и возможна ли она вообще, Дмитрий Сенников, руководитель проекта, так и не смог. Застройщики все-таки попытались адаптироваться к изменившимся условиям и закупили для 22-х подъездов многоквартирного дома специальные подъемники-шагоходы. Эти механизмы должны были помочь инвалидам-колясочникам подниматься по ступенькам.

На деле шагоход из помощника превратился в обузу. Приглашенные представители управляющей компании вдвоем так и не смогли разобраться в сложном электронном механизме.

— Быстрее и проще мне было бы кого-нибудь попросить, чем сидеть и ждать, когда придут, достанут эту технику из-под замка, наладят… За это время можно не только до лифта доехать, но и на пятый этаж подняться, — практично оценил ситуацию инвалид-колясочник Алексей Сайфутдинов.

Впервые увидели в действии этот чудо-механизм и заселившиеся жильцы дома. Они и не знали, что такие приспособления в их подъезде есть.

— Ко мне как раз завтра должен был родственник из Ноябрьска приехать, он колясочник, получил санаторную путевку в «Тараскуль», — сказала Татьяна Меркулова, жительница квартиры N 8. — И я голову ломала, как же он на второй этаж ко мне поднимется.

Проверяющие нашли в новом доме еще множество нестыковок. Большинство из них переделать уже невозможно. В качестве оправдания представители застройщиков привели такой довод: проект дома был утвержден еще до принятия государственной программы и не учитывал требований по организации доступной среды для инвалидов.

Но, как оказалось, и в домах, которые находятся еще на стадии строительства, ситуация далека от идеальной. Исправлены одни ошибки, но сделаны другие. Например, панель домофона расположена на входной двери так высоко, что инвалид-колясочник до нее не дотянется. Перила на пандусе у подъезда сделаны без закруглений — рука может соскользнуть. И проблемы с высотой бордюров, углом наклона съездов -все те же.

— Строителям просто не до нас, -предположил Алексей. — Они думают о стройматериалах, сроках, технологиях, но понять наши проблемы им сложно. У них — бизнес, у нас — жизнь.

Про такие трудности во взаимопонимании обычно говорят «ничего личного». Но, может, в этом и все дело. Чуть больше личного отношения в таких вопросах совсем не помешает. Тем более что закону это не противоречит.

***
фото: Алексей Сайфутдинов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта