Каждый мечтает о своем доме
Может, я была в тот момент голодна, но сип-панели, сложенные аккуратными штабелями в производственном цеху, напомнили мне брикетики пломбира на вафлях.
Оказалось, что в своих фантазиях я не очень далеко ушла от истины. По словам помощника генерального директора организации «Сип-Дом» Михаила Аюпова, из таких панелей строят жилые и вспомогательные здания полярных станций в Антарктиде. А где Антарктида, там и мороженое… Хотя мои ассоциации, конечно, исключительно метафорические, потому что, кроме как визуального сходства, у сип-панелей ничего общего с пломбиром нет. И в первую очередь потому, что они -очень теплые.
— Дом, построенный из сип-панелей, можно назвать домом-термосом, — рассказывает Аюпов. -Зимой он удерживает в себе тепло, а летом, наоборот, сохраняет прохладу. Такой эффект создается за счет характеристик исходных материалов.
Начинку для панелей — пенополистирол — «СипДом» покупает у местных производителей. Благо, в Тюмени дефицита пенопласта нет. А вот «вафли» — то есть, ориентированные стружечные плиты -заказывает через посредников из Германии. Объясняют тем, что европейскому производителю стружечных плит пока нет равных, -за границей дома из сип-панелей строят с 1957 года. Так что там, как говорится, набили руку.
А на сборке сип-панелей набивают руку осужденные из исправительной колонии N 4. На их обучение, говорит директор «СипДома» Андрей Левенских, ушло буквально несколько дней. Оборудование, которое завезли в ИК-4, предельно просто в обслуживании. Главное, запомнить очередность действий: сначала на пенополистирол наносится суперхваткий клей (он вытекает из специальных шприцев и ложится на белую поверхность пенопласта ровными волнами, словно карамель, — извиняюсь за очередную кулинарную ассоциацию), затем работники укладывают сверху деревянную плиту и отправляют получившийся сэндвич под пресс. Готовые панели подгоняются по нужному размеру на форматно-раскроечном станке. И этот этап — более сложный, потому что счет идет на миллиметры. За точностью подгонки следит инженер организации.
— Сейчас мы учим работников читать чертежи, — рассказывает Левенских. — Им это интересно, и именно поэтому у них все получается. Есть ребята, которые высказали желание продолжить работу у нас после освобождения. Я не против.
Осужденные, которые в период отбывания наказания работают на производстве в колонии, на воле не пропадут, считает начальник промышленной зоны ИК-4 майор Николай Власов. Все зависит, конечно, от целей и задач, которые поставит перед собой бывший ЗК. Если решит устроить нормальную жизнь, то в качестве входного билета в нее у него будет свидетельство, что в колонии он прошел бригадное обучение и добросовестно трудился на том или ином производстве.
— Недавно, например, от нас ушел потомственный кузнец — он и до колонии работал в кузнице, здесь продолжил, — говорит майор Власов. — Думаю, он и сейчас найдет работу по специальности.
… Осужденный Игорь — не потомственный панелесборщик, однако за те три месяца, что «Сип-Дом» работает на территории колонии, приноровился к делу.
— Но еще интереснее мне было бы построить из этого дом, — мечтательно говорит Игорь. — Так что выйду — буду проситься на стройку. Заработаю, а там, глядишь, и свой дом построю.
К слову, Михаил Аюпов построил себе дом как раз из сип-панелей, теперь, не кривя душой, говорит всем клиентам: «испробовано на себе!»
— Вот он, мой терем, — с гордостью показывает Аюпов на фотографию, прикрепленную к рекламному стенду. -Если кому-то нравится именно этот проект, то мы предлагаем его как подарок фирмы. Если же кто-то хочет все сделать по-своему, то мы или принимаем чертежи, или делаем их сами.
На стенде еще несколько фотографий: одноэтажные и двухэтажные дома, гостиницы, гаражи в пригороде Тюмени и Ишима. В среднем, дом площадью 120 квадратных метров можно возвести за две недели, говорят специалисты фирмы. Он собирается из домокомплектов (их подгоняют по размеру и форме здесь же, в ИК) по принципу конструктора лего — просто (для профессиональных строителей, конечно) и быстро. И даже не надо фундамента, дом ставится на винтовые сваи.
— Но, несмотря на простоту сборки, строение получается капитальное, — уточняет Андрей Левенских. — Горизонтальная панель выдерживает максимальную нагрузку две тонны на квадратный метр.
Но многие, как я узнала из блиц-опроса, проведенного среди своих знакомых, пока с осторожностью относятся к подобному стройматериалу: не горючие ли эти панели? Долговечные ли? Не вредные ли?
По словам Левенских, на подобные вопросы им приходится отвечать регулярно. Оно и понятно -слишком уж простенько выглядят сип-панели. Тем не менее, производитель ручается за их экологичность, стойкость к огню (используется особая марка самозатухающего пенополистирола) и долговечность.
— Мы уже несколько лет работаем в этом строительстве, и никто пока не жаловался, — говорит Андрей Левенских. — Со всеми своими клиентами поддерживаем дружеские отношения, бываем у них в гостях. Видим, как обживаются наши дома.
До недавнего времени фирма заказывала панели в Екатеринбурге, однако в какой-то момент стало понятно, что выгоднее будет собирать их самим. Производственная площадь в исправительной колонии подошла для цеха как нельзя лучше. Во-первых, арендаторов устроила цена. Во-вторых, фирма получила сразу готовую бригаду работников из числа осужденных. Ну, и в-третьих, организация может не опасаться за сохранность своего имущества -охраняется-то колония ого-го как!
— Многие организации отпугивает наша пропускная система, -говори майор Власов. — Процедура заезда на территорию учреждения и выезда машины с грузом довольно сложная. Но, как вы видите, есть те, кто подобных сложностей не боится.
… В настоящий момент в цехах ИК-4 работают 298 осужденных. Это возможно благодаря частным организациям, которые состоят с УФСИН в договорных отношениях и разворачивают на территории колонии свои производства.
***
фото: Лозунги прошлых времен не теряют своей актуальности в колонии;Цех по сборке сип-панелей;Михаил Аюпов.