Как направить дождевые потоки
Если по темпу строительства новостроек Тюмень уже прочно вошла в тройку российских лидеров, то по строительству ливневой канализации таких успехов мы пока не достигли.
До сих пор значительная часть ливневки под основными магистральными улицами — та, что была построена еще во времена Советского Союза. Город за последние годы изменился до неузнаваемости, его потребность в системе ливневой канализации выросла, но во многом так и осталась нереализованной.
Прирост километража ливневки идет, в основном, за счет прокладки дорог в районах новостроек. Строители сдают свои объекты в новых микрорайонах сразу с учетом того, что вода с улиц должна уходить, а не стоять на дорогах и тротуарах пока не высохнет. Возврата к Тюмени как к столице деревень никто не хочет.
Сложнее прокладывать инженерные сети в центральных районах, где подземная часть перенасыщена всевозможными коммуникациями. Найти здесь свободный коридор не проще, чем авиадиспетчерам развести по эшелонам самолеты на оживленных трассах. Но делать это необходимо: какими бы быстрыми темпами ни росли микрорайоны, центральные улицы все равно остаются лицом города.
В проектной документации по капитальному ремонту центральных городских магистралей обязательно значится и перекладка сети ливневой канализации. Такой обязательный пункт был, например, при реконструкции улицы Республики. Расширяя проезжую часть, строители учли не только интенсивность автомобильного движения на этом участке, но и интенсивность пешеходных потоков. Раньше после дождя перейти центральную магистраль было не легче, чем Волгу переплыть.
Осадки, особенно если они превышают норму, и сейчас заставляют пешеходов нервничать. Вода в ливневку уходит не сразу, а через несколько часов. Но все-таки уходит. И если с утра был дождь, к вечеру на большинстве участков магистральных улиц, на которых проведена реконструкция, обочины проезжей части освобождаются от луж.
Бывает, что система ливневых стоков дает сбои. Образуются моря, которые не переедешь, не перейдешь.
По мнению специалистов, объяснений может быть несколько. Это и ошибка дорожников, которые не соблюли уклон дороги. Хотя и рядом расположена решетка ливневки, но она находится вне зоны доступа, — перед ней такая асфальтовая «дамба», пересечь которую вода не может. Строителей в таких случаях заставляют переделывать брак.
По мнению экологов, наводнение на дорогах может быть связано и с тем, что в городе становится все больше асфальтового покрытия и все меньше газонов. Если раньше природные осадки впитывались через почву, то теперь этих естественных поглотителей все меньше. Так что газоны в городе — не только для красоты.
В переувлажненности улиц летом некоторые винят и зиму. Но не столько морозы, и даже не сам гололед, сколько противогололедные смеси, которыми все активней посыпают улицы. Горожане настолько привыкли, что с зимой надо бороться, что мечтают и в минус 40 ходить по голым, без единой снежинки тротуарам. Вот только все стоки с примесью песка и асфальтовой крошки отправляются в ливневую канализацию. Там они неизбежно сталкиваются с другими стоками города, и от этих химических реакций рождаются соединения, которые откладываются на стенках труб ливневой канализации, снижая их пропускную способность.
Но больше всего городу мешают даже не эти побочные эффекты, а низкое качество работ проектировщиков. Яркие тому примеры — улицы Комсомольская и Одесская. По словам главы администрации города Александра Моора, они давно уже требуют реконструкции, но проектные организации работают из рук вон плохо. То, что можно было сделать за год, никак не закончат и за два. Их, видимо, ничто не беспокоит — ни то, что время бежит, ни то, что из-за штрафных санкций у них утекают деньги. Не волнуют их, конечно, и опасности, которым подвергаются автомобилисты, чьи машины внезапно проваливаются в колдобины на дороге. Не тревожат бумажных творцов и неудобства, которые испытывают пешеходы, вынужденные переходить улицы чуть ли не по колено в воде.
Впрочем, если бы они слышали, какими словами их поминают горожане при таких заплывах через улицу, то действие слов, наверное, оказалось бы даже сильнее, чем действие штрафов.
***
фото: Лужи скоро должны уйти, но лучше бы их не было.