X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Автобусам у нас везде дорога. Будет

В ближайшее время на еще одном городском маршруте появится выделенная полоса для движения общественного транспорта: по улице Широтной (от поворота на ТЭЦ-2) до улицы Пермякова, по которой выйдет на улицу Республики. И там, на перекрестке с улицей Максима Горького, вольется в уже существующую полосу «А».

В городской администрации и «Тюменьгортрансе» не склонны делать радужных прогнозов по поводу реакции автомобилистов на нововведение. Оно и понятно: полосу, которую отдадут автобусам, заберут у водителей частного транспорта.

Но как бы то ни было, специалисты — и практики, и теоретики -в один голос заявляют: если срочно не начать прокладывать дорогу для общественного транспорта, то автомобилисты накрепко запрут в пробках не только себя, но и пассажиров автобусов, лишив кого бы то ни было возможности относительно свободно передвигаться по городу.

Пока дорожники налаживают режим работы светофоров под новую схему движения, готовятся развешивать соответствующие знаки и рисовать разметку, мы побеседовали на тему популяризации общественного транспорта с представителем научного сообщества, заведующим кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта Института транспорта ТГНГУ, доцентом Дмитрием Захаровым.

Под его руководством по просьбе участников городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, в которую входит и директор института Владимир Бауэр, в течение нескольких месяцев проводилось исследование того, как изменится интенсивность движения на улицах Широтной и Пермякова после появления выделенной полосы.

Анализ статистических данных с цифровых носителей (на указанных маршрутах устанавливали видеокамеры и другие фиксирующие приборы) показал, что если движение по полосам будет строго соблюдаться, то средняя скорость автобусов увеличится от 12 до 19 км/ч. А это значит, что уменьшится расход топлива, износ машин, время в пути, улучшатся показатели соблюдения графиков.

— Надо полагать, ситуация для автомобилистов изменится в прямо противоположную сторону? -спрашиваю я у Дмитрия Александровича.

— Да. Для наглядности можно провести аналогию с кассами в магазине: если закрывается одна, то очереди в других кассах увеличиваются. То же происходит, когда создается полоса для общественного транспорта без расширения дороги. Нагрузка на полосы для личного транспорта увеличивается, а значит, основные показатели для автомобилистов ухудшаются. В среднем, как мы подсчитали, на 40 процентов. Другой вопрос — насколько это оправдано с точки зрения совершенствования транспортной системы в целом. Ведь сегодня мы движемся к тому, чтобы сделать общественный транспорт основой, на которой держалась бы вся эта система.

Как в большинстве развитых стран…

— Вот именно! В большинстве развитых стран общественный транспорт — это практически единственный способ обеспечить подвижность населения. И там он имеет приоритет по сравнению с транспортом личным. Потому что, во-первых, пользоваться им намного удобнее. Во-вторых, дешевле. Собственно, у нас — даже на начальном этапе развития общественного транспорта — ситуация уже похожая. Подсчитайте, сколько средств вы тратите в месяц на обслуживание автомобиля — бензин, расходные материалы, парковка, а бывают еще и штрафы. И сколько потратили бы на проезд в автобусе. С этой точки зрения выбор в пользу общественного транспорта, на мой взгляд, очевиден. А вот над качеством обслуживания, которое зависит, в том числе, от скорости и регулярности движения автобусов, еще надо работать. Чем город и занимается.

Но ведь есть дороги, на которых сделать выделенную полосу просто невозможно. Еще есть районы, на выезде из которых и автобусам, и автомобилям приходится стоять в общих пробках, потому что нет альтернативных путей в центр…

— Такую ситуацию мы можем наблюдать, потому что в России долгие годы не существовало общефедеральной технической документации в области качества организации дорожного движения, его безопасности, парковочного пространства. И лишь совсем недавно Минтранс объявил конкурс на разработку такой документации. Хочется надеяться, что в новых нормативах будут подробно расписаны основные положения о том, как должна организовываться транспортная система во взаимосвязи со всеми сторонами жизни города. Скажем, если строится микрорайон, то необходимо точно знать, сколько из него должно быть выездов на магистральную дорогу городского значения. Как эти выезды должны соединяться с магистралью — только перекрестком или требуется многоуровневая развязка. Это, в свою очередь, зависит от этажности домов микрорайона, от того, сколько людей в нем будет проживать и сколькими автомобилями, хотя бы примерно, они будут пользоваться.

Значит, нам придется исправлять ошибки, которые успели допустить — и, может быть, еще допустим, — до того светлого дня, когда в силу вступят новые нормативы?

— Я бы не назвал это ошибками. Ошибка — это когда знаешь, как надо делать правильно, но делаешь по-другому. А у дорожников таких знаний не было, потому что еще лет десять назад уровень автомобилизации был совершенно другой. Впредь, думаю, транспортная система будет развиваться исключительно с учетом реальной ситуации. В идеале — с долгосрочной перспективой. В частности, в нашем городе первые шаги в этом направлении уже делаются. Строятся многоуровневые развязки и путепроводы, новые дома сдаются в эксплуатацию только с тем условием, если застройщик обеспечил требуемое количество парковочных мест, с таким же условием строятся торгово-развлекательные центры и иные заведения массового притяжения населения. Популяризация общественного транспорта и его развитие тоже способствуют оздоровлению дорожной ситуации.

Значит ли это, что личный транспорт на дорогах со временем станет персоной нон-грата?

— Нет, конечно. Для автомобилей также создаются условия. Возвратимся все к той же выделенной полосе на улице Широтной. С точки зрения краткосрочной перспективы, с появлением полосы «А» положение автомобилистов ухудшится. Но уже к осени обещают открыть развязку по улице Монтажников, а значит, у водителей личного транспорта появится альтернативный путь.

И, тем не менее, рано или поздно мы должны прийти к тому, что на общественном транспорте передвигаться будет быстрее, комфортнее, дешевле, чем на своем автомобиле.

Вы бы сами пересели из личного автомобиля в автобус?

— Для меня этот вопрос не столь актуален, потому что моя работа находится недалеко от дома, и я имею возможность ходить пешком. Но если бы мне приходилось ездить из микрорайона в центр города, ломать голову, где припарковать машину, прожигать в пробках бензин, я бы десять раз подумал, а не проще ли пользоваться общественным транспортом?

***
фото: К уже существующей на улице Республики полосе «А» водители практически привыкли.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта