X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Привал перед шагом в будущее

Подарок от Натальи Косполовой и Вячеслава Сизова горожанам. Не столько к круглой дате, сколько по велению души. Так же, как забегаешь иногда в магазин вечером и по наитию, от внезапного прилива нежности и расширения души покупаешь игрушку своему ребенку или мулине для мамы. Спонтанный подарок.

Выставка «Эпиграф на двоих», над которой художники работают в филиале N 16 Центральной городской библиотеки (улица Олимпийская, 22-а) могла бы иметь и другое название, например, «Пикник на обочине», как у Стругацких. Потому что идеи похожи: небольшой привал перед неизвестным. Оба автора, у которых есть и своя манера письма, и свои почитатели, почувствовали, что нечто в их творческой жизни меняется. Что именно? Как? Пока неясно. Но предчувствие пришло к ним почти одновременно: такая странность совпадений.

— Недавно я работала в Москве, — рассказывает Наталья Косполова. — В столице ритм жизни совсем другой. Все происходит так быстро, что иногда не успеваешь остановиться и немного подумать о происходящем. Здесь все иначе. Неторопливость, размеренность — это, конечно, неплохо для живописца, но мне очень хотелось деятельности.

Художнику хотелось, и нам, горожанам, тоже. Все-таки август — действительно «мертвый» месяц в смысле культурных событий. Хотя «Бархатный сезон» в музейном комплексе имени Ивана Словцова вносит разнообразие в притормозившую до осени августовскую жизнь, но этого явно мало.

Наталья почти целиком взяла на себя организацию и монтаж выставки, как она говорит — решение стены. Именно этим она и занимается в последние дни, тем более что до официального открытия выставки осталось два дня. Первых гостей экспозиция примет вечером 15 августа.

Катя Христозова

— Решение стены для меня — экстрим, — рассказывает Наталья. -Слава (Вячеслав Сизов — О.Ч.) по ряду причин не смог заниматься этим вместе со мной, как это было раньше в наших совместных проектах. Но я этому даже обрадовалась, потому что остаться наедине с двумя стенами и двумя десятками картин, которые надо разместить так, чтобы стена зазвучала, заговорила, посмотрела на тебя своими глазами-окнами, — экстремальное занятие, которое я очень люблю.

В читальных залах библиотеки две стены действительно заняты полотнами. Глядя на них, понимаешь, о чем говорит Наталья: перекличка художников — тематическая, красочная, настроенческая — вот сквозная линия, объединяющая работы. По сути, их нельзя отнести к определенным циклам. Они — переход, они — между.

Знаменитое стекло натюрмортов Сизова — тяжелое, влажно поблескивающее, словно в жаркий полдень открываешь темный чулан и видишь на полках ряды бутылок из темного стекла с прохладным легким вином или завлекательный бочок банки с вишневым вареньем. Или его портреты, на которые лучше всего смотреть издалека, благо, что площадь читального зала позволяет сделать несколько шагов назад.

— Не так давно я привела к Славе модель — молодого человека, — рассказывает Наталья. — Вот два его портрета. Казалось бы, изображен один человек, а эмоции и портреты разные. Ни я, ни Сизов не стремимся сделать фотографию, добиться идеального портретного сходства. Мы пишем характер. Если удается его схватить, получается признание в любви человеку. Такое не сделать словами или музыкой, или танцем, там другие приемы. Так полюбить можно только кистью.

Выбор модели, говорит Наталья, вообще некий алхимический процесс, который сложно объяснить словами. Это совершенно не обязательно должен быть классически красивый человек с правильными чертами лица. Должно быть в человеке нечто, что заворожит, приворожит живописца. А что? Чаще всего и не скажешь.

То же самое и с городом. Оба художника пишут городские пейзажи, портреты городов.

— Мне довелось побывать в Праге, и там я написала одну из улочек, — Наталья показывает на небольшую картину — смелые яркие пятна, нагромождение зданий, которое европейские архитекторы умудрились сделать красивым. — И мне показалось, что нечаянно получилось в манере Славы Сизова. Сначала я подумала, что это плохо. Но потом картину увидела подруга, тоже художник, и она сказала: «Интересно». Поэтому я решила ее показать.

Катя Христозова

У Натальи два любимых города. Санкт-Петербург, который много дал ей как художнику, где можно состояться, научиться, вдохновиться. И Прага, которую сходу удалось почувствовать, хотя на это обычно требуется время: понять динамику города, сложить из него картинку, витраж из мелких деталей — полотно жизни.

… Выставка «Эпиграф на двоих» — очень камерная. Библиотечный филиал, затерянный в чаще жилых многоэтажек, не располагает к помпезности, вечерним платьям и шампанскому с канапе. Авторы не любят громкости, они просто очень хотят высказаться собственным языком — краской и кистью. Даже не стоит говорить, что у них это получается. Понятно и без моих утверждений. Бывало, что работы Натальи и Вячеслава даже воровали из выставочных залов: то уносили вместе с рамой, то вырезали из нее холст. Наталья не огорчилась, потому что такого рода воровство — разве не высшее признание мастерства художника?

… Если отступить на заветные несколько шагов и посмотреть на стену, украшенную картинами, вообще забываешь, что находишься в публичной библиотеке. Небольшие по формату картины подобраны и размещены с такой любовью и уютом, будто ты оказалась в доме коллекционера живописи, который год за годом, шаг за шагом выбирал, разыскивал и охотился за полотнами. А теперь дал тебе уникальную возможность (здесь это заезженное словосочетание приобретает свежесть) посмотреть на его богатство.

***
фото: Наталья Косполова;Одна из последних моделей Вячеслава Сизова — изображение этого юноши мы на выставке видим дважы;Знаменитое стекло Сизова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта