Семьдесят лот поиска
О том, что он — один из ровесников области, Анатолий Шестаков знает и считает этот факт своей биографии важным и интересным. Неспроста же так совпало!
… Он только что вернулся домой с дачи и пока раскладывает продукты в холодильник и снимает пропыленную куртку, предлагает мне полистать альбом. Под светло-коричневой обложкой, можно сказать, вся жизнь.
Я обращаю внимание на фотографии статного мужчины в красивой синей форме с погонами.
— Вы — пилот? — спрашиваю.
Анатолий Николаевич смеется. Так похожа на летную эта форма -сотрудников охраны рыбного хозяйства: речной службе Анатолий Шестаков посвятил сорок лет.
За чашкой крепкого сладкого чая он рассказывает, что родом из Тобольска. Детство пришлось на нелегкие послевоенные годы. Негоже было сидеть на шее у родителей, поэтому, окончив девять классов, Анатолий выбирал, куда пойти учиться. В Тобольске тогда было два самых престижных заведения — педучилище и рыбопромышленный техникум — «рыбка», как его в народе называли. Там как раз открывали новую специальность — ихтиологию. Ее Анатолий и выбрал. Тем более, звучало-то как красиво — ихтиолог!
— Вышло так, что специалистов не было, чтобы нас учить. Подбирали их долго и с большим трудом, приезжали они к нам из разных городов. Поэтому учились мы целых пять лет, прямо как в университете. Я прошел практику на Сахалине, а после учебы мне показали список городов, где ждут молодых работников. Сказали -выбирай… Тогда песня такая была: «Под городом Горьким, где ясные зорьки, в рабочем поселке подруга живет». Видать, запали мне в душу эти слова, и я отправился в Горький, ныне — Нижний Новгород. Работал в рыбохозяйстве по выращиванию карпа, — рассказывает Анатолий Николаевич.
Но так сложилось, что после армии судьба все-таки вернула в Тюменскую область. И подругу себе Анатолий нашел не в Горьком, а в родном Тобольске.
Учительницу Любовь Федоровну отправили по распределению в село Уват, и он поехал с женой на север области. Уват — рыбный край, работы у инспектора по рыбоохране оказалось невпроворот.
— В то время как раз развивалась нефтегазовая отрасль, строили нефтепровод Усть-Балык -Омск. Было много аварий с выходом в водоемы. С нефтяниками было сложно спорить, они получали разрешения на свою работу у высшего руководства. Немало было сил потрачено. Но мы выигрывали борьбу, выделялись деньги на строительство объектов по сохранению рыбных запасов, -вспоминает Анатолий Николаевич.
Ловили браконьеров на Иртыше. Иной раз достаточно было предупреждения, чтобы незаконный улов вернули в реку, а случалось, что приходилось устраивать погони.
— Это сейчас у инспекторов современная техника, а в то время, когда я начинал работать, мне выдали в распоряжение одну лошадку, — говорит инспектор. — Есть разные способы борьбы с браконьерством. Сейчас законодательство ужесточают, полностью запретили сетной лов… С одной стороны — правильно. С другой — эти меры бьют и по законопослушным рыбакам. Человек, может, всю жизнь на озере прожил, он сибиряк, он этим кормится, а ему сеть запрещают. Думаю, что не только кнут надо использовать для воспитания, но и пряник. Мы в свое время даже разрешали вылов ценных рыб очень ограниченно — по лицензии. Это позволяло снизить уровень браконьерства.
Анатолий Николаевич показывает мне в альбоме старую газетную вырезку. Вот, говорит, обо мне однажды писали. Обо всем — и об Увате, и о рейдах наших. О том, как боролись за сохранение рыбных ресурсов.
— А еще тут про сына написано, что он у вас учится в университете. Уже, наверное, давно окончил? — интересуюсь я.
— О-о-о, сын. Антон Анатольевич. Хороший парень. Похвастаюсь сыном! Давно уже окончил университет — с красным дипломом. Кое в чем мы с ним не сходимся. По моим стопам он не пошел. Не понимает мою работу, считает, что она неперспективная. Так что вы уж номер мне один подарите на память, я сыну покажу. Не такая уж плохая работа, если помнят меня еще.
— Анатолий Николаевич, эти 70 лет, какими они были для вас?
— Это были годы поиска.
— Готовитесь к своему юбилею?
— А как же! Пить я не пью, поэтому у меня для этого дня бутылка сбитня приготовлена. Буду сбитнем гостей угощать.
***
фото: Анатолий Шестаков.