Большая история одной сцены
Каждые два-три года сцена колледжа искусств, как и любая другая, требует профилактического ремонта. Сегодня из зала ее совсем не видно: закрывает черный парус строительной пленки. А за ней что-то шумит, надувает пленку, шевелится.
Казалось бы, что в этом может быть интересного? Циклюют пол, снимая с него верхний слой, затем снова циклюют, затем специальной шпатлевкой убирают незначительные прорехи между досками, шлифуют, покрывают лаком… Так же можно обновить и деревянный пол в доме!
Так, да не так. Сцена — это не просто пол, по которому хорошо ходить, это мир, в котором порой удобно, порой волнительно жить большому племени артистов -племени музыкантов, танцоров, актеров. Сцену надо беречь. Колледж (тогда еще училище искусств) уже когда-то жил без нее, как рыба без воды. Трудный опыт.
— Надо помнить, что у нас в колледже учебный концертный зал, прежде всего, рассчитанный на учащихся разных отделений, -рассказывает директор колледжа Виктор Новакаускас. — Поэтому и сцена — особенная. Она из лиственницы, которая лучше всего подходит для занятий танцами. Прекрасный, не жесткий материал, доски поставлены на ребро. В финале работы мы покроем их специальным лаком, который не позволяет скользить, но при этом консервирует дерево, уберегает от разрушения.
Через гримерные, где мягкими тюками лежит «одежда сцены», ее кулисы (найти для них химчистку — отдельная сложность, они же семиметровые!), поднимаемся на сцену. Сколько подошв топчут ее, заветную, в течение учебного года! Любой экзамен для артиста проходит на ней. И репетиции. В июне этого года (как раз в экзаменационное время) сцена не отдыхала с восьми утра и до восьми вечера семь дней в неделю. Да и в течение будней учебного года ей доводится стать центром концертов и спектаклей не реже трех раз в неделю.
Пока живой лиственничный пол циклюет рабочий Юрий, я пытаюсь вспомнить, сколько лет назад концертный зал колледжа снова оказался на слуху? Вы были на таком-то спектакле? А на фестивале документального кино? А на джазовом концерте? Как где? В колледже искусств!
— Я сам учился здесь в 70-х годах, я пианист, — вспоминает Виктор Леонидович. — Тогда у училища была договоренность с филармонией и ее директором Леонидом Згерским о том, что учащиеся могут бесплатно проходить на любые концерты, и мы ходили по студенческим билетам. Более того, сцену училища филармония рассматривала как вторую концертную площадку, на которой проходили и Дни советской музыки в Сибири, приезжали известные композиторы, выступал квартет арфисток Большого театра. Сегодня этого, к сожалению, нет. Только в театр драмы наших учащихся пускают за условную сумму — 10, кажется, рублей.
Однако в 80-х годах зал училища искусств пришел в негодность. В первую очередь, как рассказывает нынешний директор, износилась противопожарная система. И на долгие годы зал заперли на ключ, не открывали даже для репетиций. Руководство училища принялось искать входы на другие сцены, а своя простаивала и понемногу позабылась.
Вспомнили о ней уже в начале 2000-х, когда начался капитальный ремонт здания колледжа: сначала одного корпуса, потом другого, а концертный зал оставили напоследок.
— Его открыли в 2011 году, — рассказывает Виктор Леонидович. -Вот тогда концертная деятельность в колледже стала возрождаться.
Сегодня такого акустического звучания, как в колледже, не найти в других тюменских залах. Чистоте звучания поражались народные артисты, приезжающие с концертами и мастер-классами. А директор помнит, с какими сложностями пришлось столкнуться, чтобы добиться такого результата. Главная из них — запрет МЧС на обшивку зала деревом.
— Дерево — лучший звуковой проводник, — говорит Новакаускас. — Но после пожара в клубе «Хромая лошадь» нам пришлось искать замену дереву. Нашли редкий вид гипсокартона, который гнули в воде, чтобы добиться волнообразности стен — это необходимо как раз для акустики. С той же целью мы сделали заднюю стену зала звукопоглощающей, чтобы не отражала, не создавала мечущегося по залу эха.
Конечно, подчеркивает директор, зал колледжа — учебный и имеет свои особенности. Нет у него задника, нет карманов (специальных элементов зала для увеличения числа зрительских мест). Но на самом деле, это нечто большее, чем просто акустика, чем пол, предназначенный для хореографии. Недаром учащиеся приходят в колледж не только в учебное время, но и летом. И рано утром, до занятий, и после них — вечером. Музыканту надо по шесть часов проводить за инструментом, танцору — в классе, актеру в творческой мастерской.
Но еще необходимо выходить к зрителю, на сцену, которая дарит богатую палитру эмоций: от волнения и страха до адреналина в крови и счастья. Так и приходит на ум сцена из спектакля «Птица Феникс» театра «Ангажемент», где старый мудрый клоун — герой Леонида Окунева — опускается на колени и гладит дощатый пол сцены рукой, приговаривая: «Сценочка моя, любименькая, проклятая, любименькая, проклятая моя, сценочка моя!»
***
фото: Сценический парус большого ремонта;Виктор Новакаускас;Юрий циклюет пол второй раз.