X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Два побега: сходство и различие

Их часто сравнивают: Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев и Герой Российской Федерации Владимир Ильич Шарпатов.

Уроженцы соседних республик -Мордовской и Марийской. Оба с детства мечтали о небе и стали летчиками. Тот и другой в разное время попали в плен и бежали из него на захваченных самолетах. На этом сходство заканчивается.

ИЗ ПЛЕНА

70 лет назад, 13 июля 1944 года, самолет «Аэрокобра» N 29251, пилотируемый гвардии старшим лейтенантом, командиром гвардейского звена истребительно-авиационной дивизии Девятаевым, воздушный позывной «Мордвин», был сбит в небе над Западной Украиной.

По учетным документам 9-й гиад, которой командовал трижды Герой Советского Союза гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин, Девятаев до конца войны числился погибшим: «. летчик ст. л-т Девятаев погиб, самолет разбит».

Однако Михаил Петрович остался жив, хотя попал во вражеский плен 8 февраля 1945 года. Он вместе с девятью такими же военнопленными совершил легендарный побег из концлагеря на острове Узедом (Германия) на немецком бомбардировщике Хе-111, который мог нести крылатые ракеты ФАУ-1.

При посадке «Хенкеля» в районе 3-го километра северо-западнее местечка Шлоппе, десятерых изможденных людей в немецкой арестантской форме доставили в расположение 1067-го стрелкового полка, сформированной на Урале 311-й стрелковой дивизии 61-й армии 1-го Белорусского фронта. Начальник армейского отдела контрразведки «СМЕРШ» подполковник Мандральский не поверил, что заключенные немецкого концлагеря смогли угнать суперсовременный по тем временам вражеский самолет. Бывших военнопленных и гражданских лиц, угнанных немцами в Германию, — М.П. Девятаева, И.П. Кривоногова, М.А. Емеца, Ф.П. Адамова, В.К. Соколова, Т.Г. Сердюкова, И.В. Олейника, В.Р. Немченко, Н.М. Урбановича и П.Е. Кутергина подвергли жесткой проверке. Девятаевым занимался старший следователь отдела контрразведки «СМЕРШ», старший лейтенант Потокин. На допросе Девятаев показал:

«… В сентябре 1940 года после окончания Оренбургского военного авиационного училища меня отправили в 163-й авиационный истребительный полк в г. Могилев, где я служил до начала Отечественной войны 1941 года, в последнее время в качестве командира звена.

С начала войны я участвовал на фронте. 16 сентября 1941 года во время выполнения боевого задания я был ранен в правую ногу. Раненый довел самолет до аэродрома в г. Лебедин. Был направлен в госпиталь, сначала в Харьков, затем в Сталинград и в Саратов. 11 января 1942 года, после излечения, был выписан и направлен в Казань в высшую школу Красной армии, где проходил обучение до 20 декабря 1942 года. Не закончив школы, был отправлен в распоряжение Московского военного округа, откуда послан в г. Алатырь в 714-й запасной ночной бомбардировочный полк. В мае 1943 года я в составе полка вылетел на самолете У-2 на фронт в Борисово, западнее г. Можайска. На самолете У-2 летал до мая 1944 года, после чего переведен на истребитель системы «Аэрокобра». На этом самолете 13 июля 1944 года я принимал участие в воздушном бою, в котором самолет мой был подбит и загорелся, я в это время был ранен. Видя безвыходное положение, я выбросился на парашюте, приземлился на занятой немцами территории и был взят в плен.

Вопрос: Где вы были и чем занимались, находясь в плену у немцев?

Ответ: Когда я выпрыгнул с парашютом из горящего самолета, то приземлился в лесу. Во время приземления вывихнул левую ногу и потерял сознание. Когда пришел в себя, то около меня были немцы и русские, служившие в русской освободительной армии. Меня сразу отнесли в землянку и угостили компотом.

Затем привезли немецкого летчика, которого я сбил в воздушном бою и который также выпрыгнул из самолета на парашюте. Из землянки меня отвезли в штаб полка немцев, а затем — в штаб дивизии, где меня допросил немецкий офицер. Он спрашивал фамилию, имя, отчество, в какой части я служил и на каком самолете летал, фамилию командира полка и дивизии. Спрашивал о подготовке Красной армии к наступлению. Я ему ответил, что являюсь летчиком 237-го авиационного полка, в котором служил в 1941 году и которого в то время, по-видимому, не существовало. В части подготовки Красной армии к наступлению я сказал, что ничего не знаю.

После допроса нас собрали -человек 10 летчиков и человек 5 стрелков-радистов — и заперли в сарай, где мы ночевали под охраной. Утром нас на автомашине отправили за г. Львов в местечко, названия которого я не помню. Там был большой немецкий аэродром. Меня и других допрашивали по вопросам авиации. Показывали фотографии советских летчиков для опознания. В их числе была фотография командира нашей дивизии — дважды Героя Советского Союза Покрышкина. Я заявил, что не знаю, а только слышал о нем.»

Вырвавшийся из плена и доставивший немецкий самолет-носитель крылатых ракет и сведения о секретном полигоне на острове Узедом, Девятаев был осужден военным трибуналом как предатель, «добровольно сдавшийся в плен», на 25 лет лагерей. Он провел в заключении более восьми лет и был освобожден лишь в 1953 году после смерти Сталина.

Других, бежавших с ним из немецкого концлагеря заключенных зачислили в штрафную роту. Их судьба сложилась по-разному, для некоторых — трагически.

Девятаев после освобождения из лагеря НКВД уехал в Казань, где жила его жена — Фаузья Хайруловна Муратова. Его не брали на работу. Об авиации пришлось забыть. Имея диплом капитана парохода (до призыва в армию он окончил судоводительное отделение Казанского речного техникума), он с трудом устроился грузчиком в порту.

15 августа 1957 года Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Его перу принадлежит книга «Побег из ада», в которой, однако, нет ни слова о том, как встретила отчизна бежавших из плена на захваченном вражеском самолете смельчаков.

Чем вызвана столь запоздалая оценка подвига Девятаева? Чувством справедливости? Отнюдь нет. После февральско-мартовского (1956 г.) XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, поступил партийно-правительственный заказ на новых героев.

ПОСЛЕ ПЛЕНА

Пересмотр политики в отношении бывших военнопленных начался с деятельности образованной в апреле 1956 года специальной комиссии под председательством маршала Советского Союза Г.К. Жукова. За сравнительно небольшой период времени она провела огромную работу по изучению фактического положения вернувших из плена военнослужащих Советской армии. Комиссия пришла к выводу, что «в СССР повсеместно имеют место грубейшие нарушения и извращения законодательства в отношении бывших военнопленных и их семей, массовый произвол со стороны государственных органов и должностных лиц, наносящие большой морально-политический урон советским людям и государству».

В качестве примера несправедливого отношения к военнопленным, бежавшим из плена и участвовавшим в вооруженной борьбе с нацистами в рядах европейского Сопротивления в материалах, представленных комиссией Жукова в ЦК КПСС, приведена история «1-го советского партизанского полка во Франции».

Это соединение было сформировано летом 1944 года из советских военнопленных-армян, отказавшихся служить в организованном немцами «Армянском национальном легионе». За активное участие в освобождении юга Франции от немецких оккупантов полк был награжден французским правительством боевыми французскими знаменами, орденами и медалями.

Правительство Франции разрешило «1-му советскому партизанскому полку» выезд на родину с оружием. Однако после сдачи знамен и наград полка на хранение в музей Красной армии, личный состав — 982 человека разоружили и направили в декабре 1945 года в Тюмень на судостроительный завод. Организаторов и командиров полка капитана Б.К. Петросяна, подполковника А.А. Казаряна, майора Д.Е. Минасяна, майора С.А. Ягджяна, капитана Л.М. Титаняна осудили 23 июля 1949 года к 25 годам лагерей за то, что «будучи пленены немцами и находясь в лагерях военнопленных, в разное время изменили Родине — поступили на службу в немецкую армию». Их боевые заслуги после бегства из плена не приняли во внимание. Только в июле 1955 года этот приговор был отменен и делопроизводство прекращено.

Примыкавшая к судостроительному заводу окраина Тюмени, где в бараках размещались бывшие военнопленные — бойцы «1-го советского партизанского полка во Франции», стала называться Лагерной улицей. В 1967 году ей присвоили имя Константина Елизарова, литейщика Балтийского судостроительного завода, направленного в 1927 году из Ленинграда в Тюмень для обучения рабочих местной судоверфи мастерству кораблестроения.

«В силу тяжелой обстановки, сложившейся в первый период войны, — писал Жуков в ЦК КПСС, -значительное количество советских военнослужащих, находясь в окружении и исчерпав все имеющиеся возможности к сопротивлению, оказались в плену у противника. Многие военнослужащие попали в плен ранеными, контуженными, сбитыми во время воздушных боев или при выполнении боевых заданий по разведке в тылу врага.

Советские военнослужащие, оказавшиеся в плену, сохранили верность Родине, вели себя мужественно и стойко переносили тяготы плена и издевательства гитлеровцев. Многие из них, рискуя жизнью, бежали из плена и сражались с врагом в партизанских отрядах или пробивались через линию фронта к советским войскам».

Жуков предложил снять с бывших военнопленных все ограничения, предоставить им работу по специальности, изъять из анкет вопрос о пребывании в плену, пересмотреть дела, заведенные на бывших военнопленных, а тех, кто имел ранения или совершил побег из плена, представить к наградам.

Звание Героя Советского Союза присвоили в 1956 году Мусе Мустафовичу Джалилю (Джалилову), татарскому поэту, военному корреспонденту газеты 2-й Ударной армии, погибшей в окружении в новгородских болотах весной-летом 1942 года. В плену он редактировал газету в созданном немцами «Волго-татарском легионе». За антифашистскую агитацию казнен в 1944 году в Берлине. В 1957 году за цикл стихов «Моабитская тетрадь» Джалиль удостоен Ленинской премии в области литературы. Одна из улиц в районе Парфеново Тюмени названа его именем. Там же во дворе школы N 9 ему установлен памятник.

В 1962 году Звездой Героя Советского Союза отметили посмертно рядового Федора Андриановича Полетаева, попавшего в плен летом 1942 года в окружении под Харьковом. В 1944 году он бежал из концлагеря близ Генуи и присоединился к итальянским партизанам, которые называли его «По-этан». Он погиб в бою, спасая жизнь боевых товарищей, за что удостоен высшей военной награды Италии — Золотой медали «За военную доблесть». В Тюмени тоже есть улица его имени.

О присвоении звания Героя Советского Союза летчику Девятаеву хлопотал Сергей Павлович Королев, советский конструктор первых ракетно-космических систем, испытавший на себе пыточное следствие на Лубянке и последующее заключение в лагерной «шарашке». Академик (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961) Королев высоко оценил наблюдения профессионального пилота о конструктивных особенностях пусковых установок немецких ракет ФАУ-1 на секретном полигоне.

Справедливость в отношении других военнослужащих, оказавшихся в плену не по своей воле, а из-за самонадеянности, грубых ошибок и просчетов верховного командования Красной армии, восстанавливалась не скоро. Жукова сняли в 1957 году с поста министра обороны СССР, и его предложения о пересмотре дел, заведенных органами государственной безопасности на миллионы бывших советских военнопленных, остались нереализованными.

Только в сентябре 1991 года управление КГБ СССР по Тюменской области передало на хранение в Государственный архив социально политической истории Тюменской области (ГАСПИТО) около десяти тысяч фильтрационно-проверочных дел и трофейных учетных карточек на тюменцев, возвратившихся из вражеского плена.

Эти материалы составили пять томов книги «Запрещенные солдаты», изданной «Тюменским курьером» (издание) при финансовой поддержке правительства Тюменской области.

Полетаев Федор Андрианович («Поэтан») (1909-1945), рядовой РККА, герой движения Сопротивления в Италии, Герой Советского Союза (1962). Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянской партизанской дивизии. Погиб в бою.

Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945), советский военный инженер, г-л (1940), Герой Советского Союза (1946). Попал в плен в 1941. Вел антифашистскую агитацию в лагерях, замучен гитлеровцами в концлагере Маутхаузен.

Джалиль (Джалилов) Муса Мустафович (1906-1944), татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956). Цикл стихов «Моабитская тетрадь» (Ленинская премия, 1957). В 1942 взят в плен. Казнен в тюрьме «Моабит».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта