Машина специального назначения
До недавнего времени я даже не предполагала, что приобрести автомобиль с ручным управлением — это не так просто, как на первый взгляд кажется, наверное, любому здоровому человеку.
О сложностях узнала от участников автопробега «Будущее без барьеров». Девять инвалидов-колясочников из Казахстана выдвинулись в неблизкий путь (из Костаная до Кургана, потом в Тюмень, Екатеринбург, город Троицк Челябинской области и обратно), чтобы доказать: они могут быть полноценными водителями, если дать им на то возможность.
Как минимум — поставить на поток оснащение обычных автомобилей ручным управлением (сейчас в Казахстане и в большинстве российских городов за подобную работу берутся далеко не все автомастерские) и удешевить эту процедуру. А в идеале: наладить производство машин, уже готовых для пользования инвалидами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Пока же это — всего лишь мечта тех, кто не может передвигаться на своих ногах, но не желает из-за этого сбиваться с темпа современной жизни.
Как рассказал инициатор автопробега Дуйсенгали Оспанов, председатель казахского общества поддержки граждан-инвалидов «Надежда», практически все автомобили их колонны переделаны по индивидуальному проекту самих водителей-колясочников. Ручное управление для своей машины Дуйсенгали Султанович тоже придумал сам: это рычаг от обычной инвалидной коляски, прилаженный к педалям. Говорит, что сделать это в мастерской было бы намного дороже, а еще пришлось бы долго ждать оборудование…
По словам председателя тюменского отделения Всероссийского общества инвалидов Андрея Толстова, некоторые трудности в этом вопросе, правда, существуют. И инвалиды каждого региона по-своему пытаются преодолеть их. При нашем региональном отделении ВОИ, например, есть квалифицированный специалист, который прошел обучение в Петрозаводске и получил лицензию на право оснащать автомобили ручным управлением.
— Специализированное оборудование мы заказываем обычно в Челябинской области, Ставрополье, Татарстане, — рассказывает Андрей Толстов. — В среднем, стоит оно около 60 тысяч рублей, не считая установки. Конечно, для инвалидов, да и в принципе для многих людей, это серьезная сумма. Поэтому каждый год областной департамент соцразвития выделяет средства, которых хватает на то, чтобы оснастить ручным управлением десять-пятнадцать машин граждан-инвалидов, которые заранее подали заявку.
Есть, по словам Толстова, и еще одна программа — Фонд социального страхования обеспечивает специальными автомобилями людей, получивших трудоувечье. Остальным же инвалидам — кто получил травму не на производстве или не подал заявку и не попал в очередь на субсидию — остается воспользоваться коммерческим предложением.
Кроме прочего, инвалиду предстоит пройти перерегистрацию обновленного автомобиля. Как сообщил начальник отделения технического надзора ГИБДД Денис Чикишев, чтобы узаконить изменения, внесенные в конструкцию транспортного средства, необходимо, чтобы оборудование ручного управления было сертифицировано.
— Как правило, проблем с этим у нас не возникает. И граждане проходят регистрацию в упрощенном порядке, — подчеркнул Чикишев.
… — Хотя любое переоборудование транспорта и связанное с этим переоформление документов — это хлопотно, — продолжает Андрей Толстов. — В Европе, например, покупатель может заранее оговорить, автомобиль с каким управлением ему нужен, и получить готовую машину прямо с заводского конвейера. Это удобно! А вообще, я слышал, что премьер-министр Дмитрий Медведев поднял вопрос о том, чтобы наладить в России сборку автомобилей для людей с ограниченными физическими возможностями, что значительно бы облегчило жизнь автомобилистам-инвалидам.
И действительно, этот вопрос обсуждался 13 августа на заседании правительства. «Лед тронулся!» — прокомментировал кто-то в Интернете эту новость.
А тем временем участники автопробега «Будущее без барьеров» тронулись дальше по маршруту, надеясь, что смогут привлечь внимание к проблеме и внести свою лепту в общее дело.
***
фото: Дуйсенгали Оспанов рассказывает об устройстве своего автомобиля.