Нажми на кнопку — получишь результат!
Интересно наблюдать за тем, как в поликлиниках набирает обороты процесс, зовущийся информатизацией. Правда, если бы спросили, я бы предложила придумать словечко попроще. Например, прекрасное слово «улучшение».
Понятно, что хочется уже в названии сделать акцент на новизне и современности процесса. Ведь уникальное программное обеспечение, перевод бумажных носителей в электронный вид, внедрение передовых технологий вроде электронных подписей — все это признаки будущего, случившегося с нами уже сегодня.
И все-таки понимать, о чем говорят главные врачи, с головой окунувшиеся в информатизацию, мне становится все труднее. А уж рассказывать об этом читателю доступным языком.
Но я попробую. Потому что тут есть о чем рассказать.
… Идея повесить на стенд в холле поликлиники листы с полезной информацией, мягко говоря, не нова. И пять, и десять лет назад эти листы висели. Вот только их никто не замечал, потому что белый лист, испещренный мелкими черными буквами, теряется на фоне других таких же.
Другое дело — крупная вывеска, на которой яркими, но приятными для глаза цветами выделены основные моменты. Например, «Флюорографическое обследование — каб. N 109».
Не нужно напрягаться, щуриться, силясь разглядеть сливающийся в нечто нечитаемое текст. И обращаться в регистратуру, создавая очередь на пустом месте, тоже не нужно. Взгляд сам цепляется за важное, и ноги несут по указанному адресу. А там — флюорография в порядке живой очереди. Милости просим!
На этом принципе «улучшения через упрощение» и строится процесс информатизации в поликлиниках. Достаточно лишь вглядеться в последние изменения, и хочется растроганно выдохнуть: «Наконец-то! Наконец-то кто-то сел и подумал, как можно реально облегчить жизнь и медикам, и пациентам».
Вот, например, медицинские карты, которые вечно терялись. В поликлинике N 13 (она выступает пилотной площадкой для новых технологий) такой проблемы больше нет. Потеря карточки — исключительная ситуация, которую главный врач Ольга Дурегина объясняет лично, опустив глаза к полу:
— Медрегистратор по ошибке поставил ее на полку с пометкой «К» вместо «М». Понимаете, это человеческий фактор. Его никогда нельзя исключить полностью.
Еще пару лет назад эту историю назвали бы фантастикой. Нынче — это норма для нескольких пилотных поликлиник. А через год станет нормой во всем городе. А всего-то и требовалось, что довести механику движения медкарт до ума.
— Накануне приема регистраторы собирают карты всех пациентов, записанных к специалистам, — рассказывает Ольга Дурегина.
— Карты складываются в корзины-боксы, на которых написаны фамилии врачей. Утром доктор приходит в кабинет, а медсестра уже принесла туда бокс с картами и считала сканером штрих-код на каждой из них, чтобы в регистратуре знали — карты перемещены. Если пациент записан в один день к двум-трем специалистам, администратор следит, чтобы карта проследовала по кабинетам именно в том порядке, в котором должен осуществляться прием.
Конечно, не стоит забывать, что за «улучшениями через упрощение» стоит титаническая работа, проделанная программистами и врачами. Например, программу, в которой регистраторы теперь следят за движением карт, вообще разрабатывали с нуля. Но эффект от нее уже есть.
… Будущее проникает в настоящее. Пусть не сразу, но проникает. Пройдет пара лет, и пациенты привыкнут, что прежде чем подходить к стойке регистратуры, нужно обратить внимание на информационное табло с графиком приема специалистов. Лет через семь виртуальный консультант «Кирюша» отправиться на склад, потому что каждый житель города и без него будет знать, в чем преимущества электронных госуслуг. А лет через десять опрятный старичок, не желая тратить время на стояние в очереди из одного человека, минует регистратуру и направится прямо к инфокиоску — так ему будет проще и быстрее записаться на прием.
Скажете, фантастика? Не так давно компьютеры в регистратуре поликлиники тоже были фантастикой.
***
фото: Медрегистраторы Надежда Голубева и Лилиана Закирова.;Медрегистраторы Надежда Голубева и Лилиана Закирова.