X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Первая высота нового сезона

Приезд Геннадия Рафаиловича Тростянецкого, известного театрального режиссера, — большой подарок и театру драмы, и всему городу. Для труппы он — учитель, мастер и вдохновитель, для зрителей — надежда на живую и долгоживущую постановку, на которую нам захочется ходить и ходить.

После пресс-конференции, посвященной открытию 157-го сезона, которая состоялась в среду, я второй день живу в ожидании премьеры спектакля «Доходное место». На моей (не слишком долгой, признаться) памяти, еще ни у одного из наших спектаклей не было настолько интересной истории. Или настолько хорошо рассказанной.

Рассказчиков о новом сезоне было несколько: директор Сергей Осинцев, художественный руководитель Кристина Тихонова, актер Егор Медведев. Но незаметно Геннадий Рафаилович превратил пресс-конференцию в увлекательную лекцию. Эта та ситуация, когда лектор учит не только дисциплине, но и самой жизни. Вот, что нам — зачарованным — рассказал Геннадий Тростянецкий.

КЛАССИКА — ВЫСОТА, КОТОРУЮ НАДО ВЗЯТЬ

Слоган нового сезона — «Играем классику». То есть, все премьеры будут поставлены по классическим произведениям русских и зарубежных драматургов. И вот тут-то режиссер Тростянецкий пришелся очень ко двору. Или театр пришелся ему ко двору -теперь не поймешь. Главное, что все идеально сошлось.

— Изначально эта работа замышлялась для Большого драматического театра имени Товстоногова, — рассказывает Тростянецкий. — Но не получилось. Были также переговоры с крупнейшим московским театром, в котором когда-то шло «Доходное место». Руководитель этого театра, к сожалению, замысла в постановке не увидел. Поэтому я просто позвонил в тот театр, который со страниц «Фейсбука» произвел на меня наибольшее впечатление. Получилось так, что позвонил Сергею Осинцеву, который, выслушав мое предложение, незамедлительно сказал: «Да!» Без раздумий, меня это даже ошарашило.

Я сразу же сказал постановочной группе, что мы делаем спектакль в Тюмени. — «Где?!» — В Тюмени!

Тростянецкий вспоминает, что два года назад ему уже довелось побывать в нашем городе, он тогда возглавил жюри фестиваля Студвесна. Когда его вечерами возили по городу в автомобиле, он сравнивал его с Нью-Йорком -кроме шуток. Нам, горожанам, такое сравнение кажется слишком лестным, но режиссер увидел общее в атмосфере. Ему, в конце концов, виднее: он был и там, и здесь.

НЕ ТОЛЬКО РЕЖИССЕР, НО ПЕДАГОГ

Тростянецкий с нашей труппой работает по своей схеме. По городу ходили слухи, что он начал едва ли не с азов актерского мастерства.

— Работалось интересно, — говорит Геннадий Рафаилович. — Я собрал актеров, которые еще не знали, кто кого будет играть, и устроил пробы. Каждый мог попробовать все, что он хочет, проявить себя как угодно. Даже сыграть пуговицу на мундире чиновника. Пожалуйста! Когда Михаил Чехов поступал в Московский художественный театр к Станиславскому, его попросили сыграть уголек. Чехов сыграл за 12 секунд уголек и был принят — это известная байка.

Так же, в ходе проб, мы стали понимать, как распределить роли. Все постепенно, за два месяца напряженной работы.

Худрук Кристина Тихонова по-своему вспоминает работу:

— Геннадий Рафаилович погрузил артистов, даже взрослых, в азы актерской профессии. Волею судеб я тоже попала в этот спектакль и чувствовала себя так, будто оказалась в первом классе: мне все было интересно. Я наблюдала за взрослыми, заслуженными артистами, которые, как дети, кинулись в эти репетиции. Мы ставили капустники, пели песни, делали этюды в бане… Все это снималось Геннадием Рафаиловичем на камеру. Где это всплывет -страшно подумать (смеется). Одним словом, это была возможность пройти хорошую школу. Мы надеемся и верим, что судьба сведет нас с Геннадием Рафаиловичем еще не раз.

… Всего в спектакле задействованы 25 актеров, а главную роль сыграет Егор Медведев. Молодой человек проработал в Тюменском драмтеатре всего сезон, но уже успел «примерить» маски главных героев в трех пьесах.

Катя Христозова

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ТЮМЕНСКОГО

Спектакль интересен еще и тем, что Тростянецкий ставит его по известным пьесам Александра Островского и Александра Сухово-Кобылина. Материал мощный сам по себе. Но и здесь у постановщиков припасен свой ход: над инсценировкой поработала замечательный писатель Елена Чижова — лауреат Российской букеровской премии, которую мы знаем по роману «Время женщин». Как оказалось, режиссер Тростянецкий и писатель Чижова не в первый раз работают вместе.

— Три года назад прочел ее книгу «Время женщин», — рассказывает Геннадий Рафаилович. — И немедленно принес ее Темуру Чхеидзе, тогдашнему главному режиссеру Большого драматического театра в Питере: вот, что надо ставить! Он как раз говорил, что театру не хватает современной пьесы. Мы тут же позвонили Чижовой, а поскольку она сама ленинградка, то у нее пропал голос, когда ей позвонили из Большого драматического театра. Она мгновенно дала согласие, и год мы писали с ней пьесу. Премьера состоялась в 2012 году, она взяла «Золотой софит» (высшую театральную премию Петербурга — О.Ч.) Вот так мы познакомились с Еленой Чижовой. С нашей легкой руки «Время женщин» пошло по стране и дальше. Книгу уже переводят в Японии, то есть, роман существует более чем на десяти языках — ленинградская история!

Когда возникла идея спектакля «Доходное место», и Сережа (Сергей Осинцев — О.Ч.) дал подтверждение, я немедленно позвонил Елене, и она согласилась поработать над инсценировкой.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

— Много лет назад я работал в омском театре, — рассказывает Геннадий Тростянецкий. — Получилось так, что в середине 80-х годов этот театр стал городу необходим. Невозможно было представить университетского педагога, врача, прораба, работающего на стройке, студента, школьника, вахтера, который отказывал себе в том, чтобы прийти на премьеру омского театра. Однажды я наблюдал такую картину: в сорокаградусный мороз, в понедельник, когда театр не работает, возле афишной тумбы стоял высокий худой человек в наглухо застегнутом черном пальто, в шапке-ушанке, завязанной под подбородком, с портфелем, зажатым между коленями. Он стоял и переписывал в блокнотик репертуар театра. Тогда я подумал, что у меня, молодого режиссера, недавно окончившего институт, есть какой-то смысл в жизни.

Мне бы хотелось увидеть такую картину и здесь, в Тюмени — городе-спутнике Нью-Йорка.

***
фото: Новый сезон -новые афиши;Сергей Осинцев и Геннадий Тростянецкий — полное взаимопонимание.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта