День начинается с завтрака
Иржи Грошек. «Легкий завтрак в тени некрополя». «Амфора», 2009 год.
«Как говорит Сестерция — слава богам, что мы не литераторы. Это скучные, ущербные люди, которые хотят восполнить пробелы в личной жизни своими фантазиями. У кого жена стерва — пишут любовные романы; мизантропы — заядлые юмористы, а простаки — сочинители криминальных историй».
Роман «Легкий завтрак в тени некрополя» от писателя, скрывающегося под литературной маской Иржи Грошека, является первой частью трилогии-мистификации. В центре повествования типичный современный мужчина: нарочито богемный, много пьющий, не ставящий женщин ни в грош, безвольно плывущий по течению. Изображен он за миг до того, как попадает в сети очаровательной незнакомки, и теперь уже он не манипулятор, а скачущая на нитках марионетка, исполняющая задумку кукловода.
Действие переносится то в современную Прагу, то в древний Рим времен императора Нерона, славного своим бездумным размахом. На фоне декораций из наслоившихся исторических эпох проходит изнуряющий карнавал из нагромождения персонажей и событий, способных запутать читателя, перед которым разыгрываются повторяющиеся сценки о любви, мести, о мужчинах и женщинах. То есть роман ни о чем. Или обо всем сразу?
«Легкий завтрак» хочется разобрать на отдельные цитаты и вызубрить, потому что автор иронично и хлестко пересказывает неоднократно использованные сюжеты и условно реальный быт. Присутствует псевдоисторическая составляющая, детективная интрига и эротика. Именно из-за оригинальной философии полов на грани с грубоватой пошлостью, роман был в свое время неоднозначно воспринят критиками и читателями.
Иван Панасенко IT программист.