Не обломать зубы о гранит науки
Врачам известно, что здоровье школьников за годы обучения ухудшается.
Три самые распространенные болезни: близорукость, гастрит и искривление позвоночника. Могут ли родители помочь, когда на одной чаше весов физическое благополучие, а на другой — образование?
В разных регионах страны три главные школьные болячки располагаются на разных строчках «рейтинга». В Тюмени на первом месте — нарушения осанки, а нарушения органов зрения и заболевания, связанные с нерациональным питанием, — на втором и третьем соответственно.
Такие данные вчера озвучила Надежда Казакевич, главный специалист отдела развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения департамента здравоохранения Тюменской области.
— Ежегодно мы исследуем состояние здоровья школьников. И результаты неутешительны: только 43,5 процента детей абсолютно здоровы, — говорит педиатр.
Конечно, в каждой школе знают об этой проблеме и пытаются, по мере возможностей, заниматься профилактикой. Например, уделяют особое внимание освещенности кабинетов и рассадке детей в классе. Или составляют особенное меню в столовой.
— Мы тщательно анализируем данные, связанные с питанием, и на их основании выделяем «районы риска», — рассказывает Ирина Мищенко, начальник отдела социально-гигиенического мониторинга тюменского управления Роспотребнадзора. — В Ялуторовске и Ялуторовском районе отмечен дефицит йода. Такая же проблема у жителей Заводоуковска.
Не избежали йододефицита ни в Тюменском районе, ни в самой областной столице. Как бы мы ни гордились сельским хозяйством, но продукты, выращенные на нашей земле, не содержат этот микроэлемент в достаточном количестве. А недостаток йода, как известно, не только ведет к болезням щитовидной железы, но еще и тормозит интеллектуальное и физическое развитие детей.
— К счастью, такую ситуацию достаточно просто и недорого компенсировать: нужно добавлять во все блюда йодированную соль, -говорит Мищенко. — Она продается во всех тюменских магазинах. И, конечно, во всех школах области в столовых используется только она. Роспотребнадзор строго следит за этим.
Впрочем, усилия десяти школьных лет могут пойти насмарку, если, поступив в институт, человек сразу забудет о пользе йодированной соли. В деле профилактики любых заболеваний, связанных с системой питания, главное — комплексный подход.
— Родители и школа должны объединить усилия, без этого не обойтись, — уверена Надежда Казакевич. — Здоровое меню нужно не только в столовой, но и дома. Мы сталкиваемся с тем, что первоклассник впервые видит такое блюдо, как запеканка. А значит, и есть его он не станет. Зато чипсы и кола, по их мнению, — завтрак чемпиона.
Казакевич с грустью отмечает, что многие родители, да и учителя тоже, относятся к проблеме сколиоза у детей равнодушно. В лучшем случае мимоходом велят: «Сядь прямо, а то горб вырастет!» Но от состояния позвоночника зависят не только осанка и походка, но и здоровье внутренних органов. Тяжелые рюкзаки, сидячий режим, нехватка физической активности, несоразмерная росту ребенка высота столов и стульев, неправильное положение тела за партой -вот основные причины сколиоза.
За тем, чтобы парты в школах были правильной высоты, следит опять же Роспотребнадзор. А вот по домам горожан специалисты управления не ходят. Родители должны сами проследить, чтобы рабочее место ребенка было организовано правильно.
И последнее, на что врачи советуют обратить внимание: здоровье школьников зависит от нагрузок, которые должны быть ему по силам. Конечно, ребенок может проводить в школе по шесть часов в день шесть дней в неделю, а затем еще ходить на дополнительные занятия, кружки и секции. Но только при условии, что в таком ритме жизни он чувствует себя как рыба в воде. Если он остается при этом живым и любопытным, хорошо ест и спокойно спит, не нервничает и не срывается на крик.
Если школьник говорит, что вместо посещения кружка хочет просто посидеть дома — дайте ему такую возможность. У ребенка обязательно должно быть свободное время. Причем, действительно свободное, когда он может делать то, что сам захочет. Например, сидеть на диване, глядя в окно — он в это время не бездельничает, а размышляет. Разбирается в собственных чувствах и эмоциях.