X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Эволюция собирает с нас дань

Наскоро пробежав глазами новостную ленту в социальных сетях, наткнулась на сообщение: «Передайте водителю, который пронесся вчера мимо нас на белой иномарке со скоростью километров, наверное, 200 в час, что если он торопится на кладбище, пусть сделает себе харакири, а не тащит за собой других!»

Не знаю, кто это написал — запись дошла до меня через сотые руки, набрав по дороге 16 465 «лайков» от людей, солидарно негодующих вместе с автором. Но картинка и без конкретных привязок узнаваемая. Можно сказать -универсальная: не играет роли ни название города, ни улицы, ни марка автомобиля… Такие белые (черные, синие, серые, красные…) иномарки (и отечественные машины) носятся по дорогам России тысячами. Взять тех же «светофорных» гонщиков, которые распугивают всех диким ревом двигателя, пыжась преодолеть сто метров от одного перекрестка до другого на полсекунды быстрее, чем остальные. Или ночных дрифтеров, умудряющихся на пустой трассе найти свой столб.

Читать суточные сводки от ГИБДД все труднее. Труднее не только от того, что они пестрят страшными цифрами, но еще и от того, что в какой-то момент ловишь себя на мысли: невообразимое количество аварий, пострадавших и погибших воспринимается как данность, признак времени. А фотографии, на которых изображены груды металла, еще совсем недавно бывшие автомобилями с сидящими внутри них людьми, не вызывают того ужаса, который должны были бы вызывать. Потому что их слишком много — в Интернете, на экранах телевизоров, в газетах, — и измотанное стрессами сознание уже отказывается вмещать страх, боль, возмущение.

И вот тут хочется ущипнуть себя за руку: эй, не вздумай привыкать! Это не норма! Этого не должно быть! Помогает. И вечером тащишься домой на машине, стараясь заранее тормозить перед переходами и предсказать дальнейшее поведение вон того странного водителя, мечущегося из ряда в ряд.

Вот бы еще придумать — как и за какое место ущипнуть тех, кто, вдавив педаль газа в пол, становится виновником аварий, в которых гибнут люди.

Да, их пытаются «щипать» инспекторы ДПС: тех, кто попадает в поле зрения стражей правопорядка, штрафуют. Кого-то за критическое превышение скорости лишают прав. Но большинство нарушителей не попадаются. И, судя по всему, чувствуют свою полную безнаказанность. Иначе чем еще объяснить поведение мотоциклистов, разъезжающих на заднем колесе по центральной улице Республики и проносящихся по ней же с космической скоростью — так, что уши закладывает? Или автомобилистов, средь бела дня пролетающих перекресток на ярко-красный?

Я не знаю…

А доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ТюмГУ Евгений Доценко предполагает, что объяснить это можно, среди прочего, желанием человека убежать от проблем.

— С тех пор, как человек оседлал коня, он почувствовал вкус скорости и полюбил то ощущение, когда, прилагая минимальные усилия, он может достичь максимального результата. За счет чужой силы. Машина — тот же конь, но мощнее. И если конь вывезет своего наездника из критической ситуации, то машина, стоит только потерять над ней контроль, убьет его.

Предположим, человек садится за руль совершенно трезвый, в здравом уме, а потом начинает выделывать на дороге нечто невообразимое… Что это?

— Вероятнее всего, такое поведение обусловлено тем, что человек, физически находясь за рулем автомобиля, мысленно совсем в другом месте: ругается с женой, о чем-то спорит с начальником… Он даже не замечает, как вдавливает педаль газа в пол, а когда возвращается к реальности, бывает уже поздно.

Конечно, объединить водителей, нарушающих скоростной режим, в какую-то одну группу невозможно. Ведь есть и люди, зависимые, как наркоманы, от адреналина. Есть те, кто хочет продемонстрировать мощность своего автомобиля, подчеркнув тем самым свой статус. Но, пожалуй, общее между ними всеми все же есть: большинство водителей-гонщиков — это мужчины. Так уж сложилось исторически, что мужчины всегда испытывают себя на прочность -нарушают общепринятые правила, рискуя собственной жизнью.

Если бы только собственной…

— Действительно, гонки на машине можно назвать самоубийством, переходящим в убийство. И здесь человек сам для себя расставляет приоритеты: пока осознанно не включит свой собственный ограничитель, вряд ли кто-нибудь сможет его остановить.

А запреты? Многие сейчас уже высказывают сомнение, нужны ли нам те 20 км/ч, на которые безнаказанно разрешено превышать установленный скоростной режим.

— Любой здравомыслящий водитель скажет, что эти 20 км/ч не несут смертельной опасности. Ведь если быть честными, все водители что-то и когда-то нарушают на дороге. Другое дело, что, так скажем, хороший водитель нарушает всегда предсказуемо для других. Он реально оценивает обстановку вокруг себя. А те, кто нарушает по-крупному, вряд ли в этот момент вообще помнят о каких бы то ни было запретах.

Не раз слышала от молодых водителей мнение, что если машина спокойно движется в потоке, пропуская вперед себя тех, кто просится; тормозит на желтый сигнал светофора, а не пытается проскочить перекресток, значит — за рулем лох.

— На самом деле это значит, что за рулем уверенный в себе, знающий цену своей жизни и своему здоровью человек. Он четко осознает, что для него важнее — добраться до дома или расхлебывать последствия аварии. Его намерения ясны. Он не поддается на провокации, и уже этим должен вызывать уважение.

… Получилась бы хорошая социальная реклама, пропагандирующая спокойное и достойное поведение на дороге, думаю я. Вот только если бы эту рекламу еще слушали или читали те, кому она адресована.

Евгений Леонидович признается, что он не знает универсального действенного рецепта от жажды скорости. Может лишь констатировать факт: общество хотя и совершило скачок в своем развитии, но эволюция продолжает собирать дань в виде людей, безрассудно идущих на риск.

Но ведь мы не безропотные агнцы приготовленные на заклание…

— А вот это уже каждый должен решить для себя сам.

***
фото: Эта авария произошла на перекрестке улиц Монтажников и 30 лет Победы 30 августа;Стрелка спидометра застряла на 120 км/ч.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта