Дмитрий Павлович, приезжайте еще!
В филармонии 8 сентября звучала легендарная скрипка «Робрехт», созданная в 1728 году великим Джузеппе Гварнери. На ней играл Дмитрий Коган — потомок известной музыкальной династии, заслуженный артист России. И все это — бесплатно.
— В последнее время меня называют общественным деятелем. На самом деле я просто играю на скрипке и не получаю за это гонораров, — с присущим ему юмором замечает скрипач. Он считает, что громкими званиями «прикрываются люди, деградирующие в профессии и стремящиеся как-то подправить социальный статус». Для него же благотворительность может быть только такой — на сцене и со скрипкой в руках.
Проект «Время высокой музыки», в ходе которого Коган дал бесплатные концерты уже в 40 регионах страны, имеет в основе идею, очень близкую музыканту:
— Нет плохой публики, — говорит Дмитрий Коган. — А снобизм в академической музыке уже стал причиной того, что по всей стране пустуют залы филармоний. Моя задача — расширить аудиторию любителей классической музыки, прилечь новых сторонников в наши ряды.
… Но, к сожалению, приходится констатировать: культуру «забесплатно» наши люди не ценят. Если бы стоимость одного места в зрительном зале начиналась от трех тысяч рублей, как это обычно бывает на концертах знаменитостей такого уровня, как Коган, пустых кресел наверняка бы не осталось. Но билеты распространяли бесплатно, и, как видно, сработал безусловный рефлекс — то, за что не пришлось платить, не стоит внимания.
В общем, приобщения новых слушателей к классической музыке не случилось — в зале сидели студенты академии культуры, искусств и социальных технологий, ученики и преподаватели музыкальных школ города, ценители симфонической музыки и, особенно, скрипичной игры. И именно они получили от концерта ту массу удовольствия, которую он мог доставить.
… Признаюсь честно, я ожидала от скрипача, десять лет назад записавшего диск с полным циклом из 24 каприсов Паганини, несколько иной концертной программы. Той, которая взбудоражила бы слушателей динамикой и оригинальными техническими приемами, позволила бы раскрыться во всем великолепии таланту скрипача-виртуоза. Но произведений Паганини в исполнении Дмитрия Когана тюменцы так и не услышали.
Концерт начался произведением чешского композитора Иржи Антонина Бенда — «Grave» из концерта для скрипки и струнного оркестра. Яркий образец эпохи классицизма, одухотворенный, но в то же время строгий.
Затем последовало тревожное и волнующее, но предельно романтичное скерцо для скрипки и фортепиано Иоганнеса Брамса. На смену немецкому композитору пришел испанский скрипач Пабло де Сарасате, все свои 54 произведения написавший исключительно для скрипки. Его «Андалузская серенада», сочетающая в себе испанские и цыганские мотивы, несомненно, заставила сердца слушателей биться быстрее, а ноги — беспокойно притопывать в такт музыке.
Небольшим перерывом в экскурсе по европейским композиторам стало «Анданте кантабиле Ре мажор» Петра Ильича Чайковского, но потом Дмитрия Когана вновь «потянуло за границу» — во Францию XX века, где творил реформатор Жозеф Морис Равель. Концертная рапсодия для скрипки и фортепиано «Цыганка» — одно из последних произведений, написанных им за несколько лет до автомобильной аварии, прервавшей творческий путь мастера. Эта рапсодия позволила Дмитрию Когану побаловать публику не только великолепной игрой, но и сложными техническими приемами.
… Надо заметить, что во время концерта к сцене тянулись слушатели с букетами цветов. И уже к середине выступления крышка рояля почти скрылась под пестрым разноцветьем. На концерты классической музыки, как правило, не приводят детей дошкольного возраста — им сложно сидеть на одном месте два с половиной часа. Но Дмитрий Коган выступал меньше полутора часов, при том, что трижды выходил на бис. Это время оказалось по силам даже самым маленьким слушателям, и можно было с умилением наблюдать, как мальчишечка в розовой рубашке целеустремленно волок к сцене огромную охапку цветов, которую затем, сияя от гордости, вручил скрипачу. Наверняка этот парнишка пойдет в музыкальную школу, как только дорастет.
— Раньше музыкальная школа была такой же неотъемлемой частью всестороннего образования, как литература, иностранные языки или правила арифметики. Теперь же многие родители полагают ее лишней нагрузкой для ребенка, -говорит Дмитрий Коган. — Но не стоит рассчитывать, что уроки музыки в общеобразовательной школе способны привить любовь к симфоническим произведениям или даже просто к хорошей музыке. Если бы музыкальный вкус прививали с детства, перед нами сейчас не стояла бы проблема популяризации классики. Конечно, все поправимо. Я уверен, что человек, впервые пришедший в филармонию, даже не понимая высокой музыки, может ее почувствовать и проникнуться. Но прежде у него должно появиться желание прийти.
… Концерт продолжился неожиданно — «Рапсодией» современного американского композитора и дирижера Джона Таунера Уильямса, известного музыкой к таким картинам, как «Список Шиндлера» и «Парк юрского периода», а также киноэпопеям «Звездные войны» и «Гарри Поттер». Затем последовала джазовая фантазия Игоря Фролова на тему оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». А завершилась основная часть концерта пьесой современного австрийского скрипача Фрица Крейслера.
Публика, не желая смириться с окончанием выступления, трижды вызывала Дмитрия Когана на бис и не остановилась бы на достигнутом, если бы скрипач тактично не прервал поток оваций. Так и хочется сказать: «Хорошо, но мало. Дмитрий Павлович, приезжайте к нам еще!»
***
фото: Дмитрий Коган.