Шерше ля фам по-чеченски
… Танцуют два парня в черкесках и мохнатых папахах. Громко выкрикивают «А-а-а!», выделывая ногами «ковырялку»; подпрыгивают, раскручиваясь в воздухе; вскидывают руки, раскрывая ладони. Вы спросите: причем тут женщина?
— Вообще-то, женщина всегда при чем, — глубокомысленно замечает художественный руководитель группы чеченского государственного фольклорного ансамбля песни и танца «Нохчо» Султан Сакиев.
Мужчина совершает подвиг -ради женщины, мужчина идет на войну — чтобы защитить женщину, мужчина счастлив и пускается от этого в пляс — скажите спасибо женщине.
Вот и танец, который вечером в пятницу на сцене колледжа искусств исполняли два молодых артиста из ансамбля «Нохчо», был тоже посвящен женщине. Не произнеся ни одного слова (эмоциональные междометия не в счет), танцоры при помощи взглядов, пластики, мимики рассказали целую историю о том, как встретились два приятеля и стали делиться друг с другом, какую каждый из них нашел себе замечательную спутницу жизни. Красивую, мудрую, нежную, хозяйственную, заботливую.
… Артисты из Грозного приехали в Тюмень в связи с празднованием национального Дня женщины, который был учрежден в Чеченской Республике несколько лет назад. По словам и.о. председателя тюменской общественной организации «Вайнах» Рамзана Абубакарова, в нашем городе так широко отметили этот праздник впервые.
По большому счету, концерт, организованный совместно областным комитетом по делам национальностей и министерством культуры Чечни, стал поводом для представителей общины собраться вместе, привести детей, многие из которых родились уже в Сибири, — чтобы те посмотрели на национальные танцы, послушали чеченские песни.
— Есть в Тюмени чеченские семьи, которые давно не бывали на исторической родине, потому что некоторым не к кому туда ехать, -рассказывает Рамзан Абубакаров. — А благодаря таким праздникам у людей появляется возможность почувствовать связь с земляками.
К слову, руководитель группы ансамбля «Нохчо» (это самоназвание чеченского народа — М.С.) Султан Сакиев ратует не только за духовную связь между представителями одного народа, но и за международную дружбу. Именно поэтому в репертуаре его коллектива есть песни не только на чеченском, но и на русском, арабском, хинди. В Тюмени, например, артисты пели песню о казаках, а также исполнили композицию Анны Герман «Один лишь раз». В общем, обстановка на концерте была до того теплая и дружеская, что во время одного из танцев, не удержавшись, на сцену из зрительного зала поднялись несколько парней и присоединились к артистам.
— Если честно, подобное не приветствуется, — сказал позже Рамзан Ибрагимович. — Однако ребят в каком-то смысле можно понять. Наверное, они хотели продемонстрировать гостям, что не забывают своих традиций, что тоже помнят национальные танцы. И знаете, хоть мне как организатору и было сделано замечание за этот выход из зала, но должен признать, что парни в грязь лицом не ударили. Станцевали достойно.
Но не только умение танцевать -примета настоящего джигита, подчеркивает Рамзан Абубакаров. Джигита, в первую очередь, характеризует его отношение к женщине: к матери, жене, сестре, дочери и к любой другой, незнакомой представительнице слабого пола. В чеченском кодексе чести (есть и такой — он называется «Къонахалла») и просто в элементарных правилах чеченской этики уделяется немало внимания «женскому вопросу».
Рамзан Ибрагимович припоминает старую кавказскую легенду о том, что женщине было достаточно бросить между враждующими платок, снятый с головы, и остановить тем самым кровопролитную войну.
— Это ли не показатель того, насколько веско женское слово и мнение? — говорит он.
Но чтобы проявить свое уважение к женщине, чеченцу не обязательно ввязываться с кем-то в ссору, можно просто уступить место в общественном транспорте, перевести бабушку через дорогу, и, напротив, уступить дорогу беременной женщине. Вот такой обычай.
А еще мужчина должен всегда идти впереди женщины — не потому, что главный, а потому, что обязан защитить ее от любой возможной опасности.
***
фото: Выступают артисты ансамбля «Нохчо».;Выступают артисты ансамбля «Нохчо».