Мы слишком быстро забываем
Депутаты фракции ЛДПР предложили внести изменения в порядок присвоения наименований улицам, площадям и иным территориям города.
А именно — исключить десятилетний срок, по истечении которого можно назвать улицу, парк или площадь в память о выдающемся событии или личности периода новейшей истории.
Эту инициативу обсудили на прошедшем во вторник заседании постоянной комиссии по градостроительству и земельным отношениям. И обсуждение оказалось достаточно бурным.
Председатель комиссии Валерий Фальков попытался направить дискуссию в конструктивное русло:
— Давайте разделим законность инициативы и целесообразность. Мы понимаем, что с точки зрения закона она, инициатива, имеет права на существование. А вот насколько целесообразна?
— Чем мешает десятилетний срок? — поинтересовался депутат Сергей Медведев. — Мне кажется, в нем есть смысл. Вот, спас человек ребенка из пожара, захотели назвать его именем улицу. А может, через несколько лет выяснится, что он был виновником этого пожара? Такие случаи, наверняка, есть, это же жизнь.
Вспомнили и много политических событий и фигур, в частности, времен перестройки. И связанные с ними названия, которые сейчас кажутся странными, неблагозвучными.
— Большое видится на расстоянии. Думаю, есть смысл не отменять десятилетний срок, — высказался депутат Николай Моисеев.
Многие из присутствующих согласились, что этот срок — некий необходимый фильтр. Но были и другие мнения.
— Почему нет? У нас столько улиц в новых микрорайонах, которые мы не знаем, как назвать, и столько известных людей. А мы ломаем головы. Ну, почему бы не появиться улице Крапивина, например? Кто-то сомневается в том, что это достойный человек?
— Ставить кому-нибудь памятник при жизни, значит, заведомо признать, что потомки этого не сделают, -высказался кто-то из зала. — Пока люди живы, надо с ними общаться, а не называть улицы их именами.
Разработчики законопроекта готовы были отстаивать свое предложение. Депутат Виктория Безкровная пояснила, с чем связана данная инициатива:
— Она касается не только известных политических деятелей и событий, которые по прошествии времени могут быть переосмыслены и восприниматься по-другому. Кроме политиков, у нас есть множество выдающихся спортсменов, врачей, деятелей культуры и искусства. И инициатива в первую очередь нацелена на воспитание молодого поколения. Мы должны показать молодежи, что ценить людей надо, пока они рядом с нами. А если мы будем ждать десять лет, чтобы увековечить имя заслуженного человека, то о нем уже все забудут. И нам придется приложить троекратные усилия, чтобы напомнить обществу, кто это и чем он знаменит. Так, как мы сейчас напоминаем школьникам о Герое Советского Союза Мари-те Мельникайте, о революционере Розе Люксембург.
Инициаторы законопроекта не исключают, что появятся и спорные случаи, когда может возникнуть сомнение в целесообразности увековечения того или иного имени. Но для того в городе и существует комиссия по топонимике. В ее составе есть чиновники, общественные деятели, историки, краеведы — словом, компетентные люди, которые в состоянии оценить масштаб личности и принять верное решение.
И все же большинством голосов депутаты проголосовали против того, чтобы выносить инициативу фракции ЛДПР для рассмотрения на ближайшем заседании Думы.
С одной стороны, какой-то временной порог, наверное, должен быть. Конечно, не стоит называть улицы именами тех, кто еще жив. В дискуссии упомянули Владислава Крапивина. Надеюсь, когда-нибудь в Тюмени появится улица имени этого замечательного детского писателя.
Думается, есть смысл подумать над тем, чтобы этот срок если не отменить, то хотя бы сократить раза в два. Потому что Виктория Безкровная права в том, что мы слишком быстро забываем. И не правильнее ли будет называть улицы именами знаменитых или не очень знаменитых, но заслуженных людей, пока живы те, кто этих людей помнит и знает? Кто может поделиться с нами историями о них, воспоминаниями. Так, как это произошло например, на улице имени ветерана Великой Отечественной войны Степана Третьякова в Березняковском, где мы повстречались с его дочерью Надеждой Емельянович. Благодаря этой встрече новое имя улицы зазвучало.