Граждане, будьте бдительны
За пару минут до начала заседания круглого стола на тему «Социальные мошенничества» мне на телефон пришло смс-сообщение: «дело о долге передано в финансовую службу судебного взыскания».
— Это, случайно, не запланированная акция? Что-то вроде раздаточного материала для участников заседания? — спросила я у представителей операторов сотовой связи, которые были приглашены на встречу в качестве экспертов.
— Нет, — ответили они. — Это новый вид мошенничества. Такое сообщение может прийти кому угодно, когда угодно и с какого угодно номера… Вот, пришло вам.
НЕ ОТВЕЧАЙТЕ НЕЗНАКОМЦАМ
Мошенники в данном случае рассчитывают на то, что сбитый с толку абонент начнет набирать номер, с которого отправлено смс, — чтобы выяснить, о каком долге и о какой службе идет речь. Скорее всего, на звонок ответит «электронный голос», который будет болтать до тех пор, пока со счета звонящего не спишутся все средства.
— У этой мошеннической схемы есть название — «Очень дорогой звонок», — рассказал за круглым столом директор тюменского отделения «Мегафон» Дмитрий Мелехов. — Единственный способ не стать жертвой злоумышленников — не перезванивать на незнакомые номера и не отправлять на них сообщения.
Ведь, если разобраться, ни одна официальная организация — например, банк, в котором абонент, быть может, когда-то брал кредит, -не будет сообщать о реальном долге столь расплывчато. И если решит сделать это при помощи смс-рассылки, то обязательно укажет свое название и контакты. Но даже в таком случае специалисты (полицейские, представители операторов связи, банковские работники…) не советуют звонить по указанным в сообщении номерам и переходить по ссылкам. Лучше найти контакты названной организации в справочнике и позвонить именно по этим телефонам. Наверняка выяснится, что в организации к абоненту никто никаких претензий, на самом деле, не имеет.
ТРЕХЛИТРОВАЯ БАНКА СИМ-КАРТ
Начальник областного УМВД генерал-майор Юрий Алтынов, который вел заседание круглого стола, признал, что в настоящий момент мошенники, пользующиеся «бесконтактными» способами обмана населения, на шаг впереди полиции.
— Большая часть преступлений этой направленности остается нераскрытой, — рассказал генерал. -Мошенники, используя современные технологии, придумывают все новые способы обмана. Пожалуй, в этом смысле они уже превзошли великого комбинатора Остапа Бендера, который знал четыреста сравнительно честных способов отъема денег.
Проблема поимки современных «остапов бендеров» заключается в том, что многие из них находятся за пределами региона. И чаще всего — в местах лишения свободы. Юрий Алтынов припомнил случай, когда во время оперативно-следственных мероприятий, проводимых в одной из колоний новосибирской области, у заключенных была найдена трехлитровая банка, заполненная сим-картами разных операторов. Попробуй узнай, кто именно из осужденных какой картой и с какой целью пользовался.
Журналисты увидели в этом прокол сразу двух структур — УФ-СИН, работники которого пошли на должностное преступление, пропустив запрещенные предметы в колонию, и операторов связи, которые не контролируют число сим-карт, отпускаемых «в одни руки».
— Ведь ясно, — предположили журналисты, — что все эти карточки зарегистрированы не на разных людей, а на одного или нескольких посредников, которые закупают их в офисах операторов связи и передают на зону. Неужели такие «оптовые» покупатели никак не отслеживаются операторами?
ЗАКОН НЕ ЗАПРЕЩАЕТ
— Во-первых, закон не ограничивает число сим-карт, которые может приобрести гражданин, -ответил Дмитрий Мелехов. — Во-вторых, обычно карты в больших количествах оформляются на организации-однодневки. Это не в наших силах — проверить, насколько благонадежны подобные фирмы.
Правда, есть у мошенников и другие лазейки. Например, нечестные дилеры по продажам сим-карт, которые готовы ради собственной выгоды пойти на подлог и зарегистрировать несколько номеров на чужие паспортные данные.
Журналисты по этому поводу выдвинули жесткое мнение: за таких дилеров должен отвечать, опять-таки, оператор связи! Но и это не по закону.
По закону, если такого дилера поймают за руку, отвечать он будет сам за себя. В семье, как говорится, не без урода.
Тем не менее, начальник управления уголовного розыска областного УМВД полковник Андрей Козлов высказал представителям сотовых компаний (на встрече, кроме «Мегафона», были и руководители регионального отделения «МТС») пожелание о более тесном сотрудничестве в плане вычисления подозрительных клиентов. Например, тех, кто регулярно обращается в офисы связи с заявлением о возврате денежных средств.
Это еще один способ мошенничества. На счет абонента могут поступить деньги, а через несколько минут ему перезвонит, скажем, женщина и со слезами в голосе попросит положить такую же сумму ей на счет, потому что она, дескать, перепутала несколько цифр и деньги ушли «не туда». И отзывчивые люди идут к терминалу и кладут на счет незнакомки (незнакомца) деньги. А та или тот бежит в офис связи и отзывает свой платеж, который был отправлен на номер жертвы в качестве приманки.
БЛИЖЕ К ЛЮДЯМ
— В общем, я так понял, что фантазии мошенникам не занимать, — попросил слова председатель областной общественной организации ветеранов правоохранительной и военной службы Виталий Лукин. — Во всех технических тонкостях нам, пенсионерам, все равно не разобраться. Что в таком случае делать? Как обезопасить незащищенную категорию граждан — пожилых людей -от таких преступлений?
Юрий Алтынов и Андрей Козлов подтвердили, что чаще всего на уловки мошенников, действительно, попадаются пожилые люди.
И по мнению генерала, проблема достигла того уровня, что о ней пора говорить на огромных рекламных баннерах.
— Но социальная реклама — это полдела, — сказал Юрий Алтынов. -Каждый из нас должен, как может, противостоять мошенникам.
Например, кассиры банков.
Почему бы им, считает генерал, не проявить бдительность и не спросить у бабушки, которая с лихорадочным блеском в глазах просит выдать ей все деньги со своего счета или сберегательной книжки: «А зачем вам, бабушка?» Если пожилой человек пришел за деньгами в состоянии стресса, под впечатлением какой-то легенды, рассказанной мошенниками, то он, скорее всего, поделится переживанием с тем, кто проявил внимание. С кассиром. И вот тут-то, услышав подозрительную историю (со стороны фальшь заметнее), работник банка должен немедленно обратиться в службу безопасности и в полицию.
ЧЕМУ МЫ ВЕРИМ?
В активном использовании у мошенников старая-«добрая» легенда о том, что кто-то из родственников совершил какое-то правонарушение (сбил на машине человека) и его срочно надо выкупить у сотрудников правоохранительных органов. Мошенник доверительно сообщает, что он может поспособствовать и сейчас пришлет посредника за деньгами.
Другое сообщение, которое повергает потенциальную жертву в ступор, это сообщение о том, что если прямо сейчас не провести с банковской картой «такие-то и такие-то» манипуляции, то карточку заблокируют. После подобных манипуляций все деньги с карточки обычно «уходят».
К слову, цыган, торгующих для отвода глаз медом и прочими «деликатесами», тоже никто не отменял. По словам Андрея Козлова, они знают, к кому приходить в дом: выбирают старые жилые кварталы, где много пенсионеров. Пока одна торговка в красках расписывает преимущество товара, другая пробирается в квартиру и берет все, что попадется на глаза.
Псевдо социальные работники -из той же серии.
— А как же элементарные моральные ценности? — обратился председатель общественного совета при областном УМВД Александр Петрушин к доценту кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Ирине Васильевой. -Ведь большинство мошенников -это молодые люди. Неужели им нисколько не жалко стариков?
— Это такие молодые люди, которых в детстве не научили тому, что хорошо, а что плохо, — ответила психолог.
Кто-то не научил, а плоды пожинаем все вместе.
P.S. Участники заседания сошлись на том, что подобная встреча — не последняя. И что все пути решения проблемы еще не найдены — в этом направлении предстоит долгая работа, которую каждый из нас должен начать уже сейчас: проштудировать сайты операторов связи и ведущих банков, на которых есть специальные разделы, посвященные самым распространенным видам мошенничества, рассказать об этом своим пожилым родителям, соседям. Не вступать с незнакомцами, звонящими по телефону или являющимися домой, в диалоги. Проверять удостоверения у всех, кто представляется сотрудниками каких-либо организаций. О каждом подозрительном случае, похожем на мошеннический ход, обязательно сообщать в полицию.
Прошу прощения за нудные нравоучения. Но, как показывает опыт (по области в день регистрируется по несколько подобных преступлений), не всем знакомы эти правила.
***
фото: Александр Петрушин, Юрий Алтынов, Андрей Козлов ведут заседание круглого стола.