Волейбольный рост
Начало волейбольного сезона в Тюмени омрачено сообщением, что и мужская, и женская наши команды покинули суперлигу. Сразу же пошли разговоры о том, что тюменский волейбол умирает.
Насколько это соответствует действительности, мы говорим с Виктором Рейном, заместителем председателя областной Думы, председателем областной Федерации волейбола.
— Виктор Александрович, насколько преувеличены слухи о кончине этого вида спорта?
— Мужская сборная в этом сезоне перешла в лигу «А». Почему? На мой взгляд, потому, что мы не ставили им четкой задачи. У нас еще в начале года возникли опасения, что не сможем финансировать сразу две команды суперлиги. Женскую сборную тоже пришлось понизить до высшей лиги «Б». Мы вынуждены были принять такое решение, хотя до последнего надеялись на лучшее. Пригласили игроков, готовы были поставить задачи на сезон, а вместо этого пришлось извиняться. Но лучше уж сразу сказать честно, чем потом не выполнить взятые обязательства.
Как будем дальше развиваться? Задачи стоят такие: развивать массовость во всех возрастных категориях, продолжать селекционную работу, укреплять материально-техническую базу, повышать мотивацию и компетенцию тренеров и судей. Считаю, что при выполнении этих задач у нас есть все предпосылки вырасти и в количественном, и в качественном отношении.
Чтобы достичь массовости, надо поднимать волейбол на всех уровнях — от детско-юношеских школ до студенческих команд и ветеранских. Развивать новые разновидности волейбола — парковый, пляжный. Акцент сделаем и на корпоративный спорт. Руководителей предприятий, которые понимают, что здоровье — понятие экономическое, надо мотивировать.
— Говорят, что самый массовый вид спорта — футбол, а сколько человек в области занимаются волейболом?
— По этому показателю областная федерация волейбола вышла на первое место: официальные данные — 32000 человек. Волейбол — спорт универсальный. В нем есть элементы акробатики, силовые, скоростные комплексы, упражнения на координацию. Волейболист может бегать, прыгать, падать. Он считается одним из самых всесторонне развитых спортсменов. Можно играть, как говорится, пока ноги ходят.
— Некоторые говорят так: «Зачем сейчас заниматься волейболом, если нет своего большого спорта, не к чему стремиться?»
— Это тяжелый вопрос. Сегодня основной акцент мы делаем на детско-юношеский спорт. Им занимаются более 100 тысяч жителей области. Мы принимаем детей уже с семи лет. Создали Детскую волейбольную лигу, в которой представлены почти все муниципальные образования региона.
Конечно, для полноценных занятий нам не хватает квадратных метров. Что для этого можно сделать? Во-первых, надо максимально использовать тот ресурс, который есть, например, школьные залы: после восьми их просто закрывают на клюшку. Есть незадействованные площади на предприятиях, в вузах. А количество желающих заниматься с каждым годом растет.
— Чтобы обеспечить занятия для такого количества людей, нужна еще и соответствующая материально-техническая база?
— Это одна из важнейших составляющих. Губернатор Владимир Якушев поддержал идею строительства плоскостных сооружений. Они малозатратны, но общедоступны. За два года мы построили 48 площадок. Там созданы условия для массовых занятий не только в летнее, но и в весенне-осеннее время. Следующий шаг — обеспечить их спортинвентарем.
— Тренеры ДЮСШ говорят, что развитие юношеского волейбола тормозит отсутствие у волейболистов своей спортивной базы, такой, какая есть у футболистов, хоккеистов, дзюдоистов…
— На августовском заседании федерации мы проговорили и возможность организации такой базы в спорткомплексе «Здоровье». Один зал уже за нами, но требуется ремонт освещения. Сейчас определяемся, сколько надо еще квадратных метров, чтобы там доминировать. Пока дети у нас занимаются в «Прибое», в «Строймаше», в спортивных школах. Два года подряд работаем и с департаментом образования, чтобы волейбол в школах стал одним из базовых видов занятий.
Повышать квалификацию надо и детским тренерам. В этом году для них мы проводили обучающий семинар, где освещали все, начиная с вопросов психологии (девчачий и мальчишеский волейбол — вещи разные), заканчивая современными технологиями повышения физической подготовки юных волейболистов и изменениями в правилах игры.
Идет и селекционная работа: уже 18 наших представителей входят в состав детско-юношеских и молодежных сборных. Мужская молодежная сборная у нас теперь полностью составлена из наших игроков, и это результат селекционной работы. Девчонки слабее, но и у них хорошие перспективы.
— Каков уровень бюджетных затрат на развитие волейбола?
— Из бюджета у нас поддерживается только детский спорт — 20 миллионов рублей. Спорт высших достижений финансируется из внебюджетных источников, спонсоров. Мы обращались во Всероссийскую федерацию с предложением пересмотреть порядок финансирования спорта высших достижений среди субъектов Российской Федерации. Для некоторых регионов стало проблематичным поддерживать команды на том уровне зарплат, которые выплачиваются игрокам. Эти цифры уже пугают, они за пределами разумного. Как говорят футболисты-легионеры: «Нам нравится российский футбол, потому что затрат физических здесь в два раза меньше, а зарплаты в два раза выше». А ведь завышение зарплат в одном виде тянет за собой другие. Этот перекос привел к тому, что в регионах стало сложно финансировать спорт высших достижений. Пришла пора спускаться на грешную землю.
В октябре на заседании федерации мы рассмотрим откорректированную программу финансирования мероприятий. Отдельно отработаем направление детско-юношеского спорта. Составим дерево проблем и посмотрим, что нам мешает развиваться.
В увязке с бюджетным финансированием у нас будет очень гибкий план мероприятий на этот год и программа развития на 201516 годы. Чем больше наших игроков потом будет представлять область в эшелонах разного уровня: высшей лиге «А», «Б», суперлиге, тем процесс подготовки молодежи пойдет быстрее и естественней.
— Будем ли привлекать науку, чтобы вырваться вперед?
— Первую программу мы как раз и составляли совместно с институтом физкультуры. Сейчас она наполовину устарела. Наука — один из важнейших ресурсов развития волейбола. А институт физкультуры ТюмГУ для нас — главный стратегический партнер.
— Каким бы вы хотели видеть волейбол лет через 15?
— Я мечтаю, чтобы спортсмены стали для молодежи идеалом развития. Мечтаю жить в стране, где все любят заниматься спортом, где сохраняются традиции, которые созданы предыдущими поколениями. Ведь большие победы не рождаются на пустом месте.
***
фото: Детско-юношеский спорт — вперед;Виктор Рейн.